Опубликовано 20.06.2017 00:00
Эксперты Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ) рассмотрели проектные предложения показателей оценки результативности органов федерального государственного пожарного надзора, на запрос Открытого Правительства Российской Федерации, и их соответствие требованиям «Основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности», утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р и выражают мнение, что предполагаемая оценка деятельности не эффективна и не решает ни одну из основных задач определенных распоряжением Правительства.
Как следует из предложенного варианта, деятельность органов федерального государственного пожарного надзора предлагается оценивать исходя из количества погибших и травмированных людей на пожарах, а также соотношения материального ущерба от пожара и ВВП страны.
В соответствии со статистическими данными о пожарах, наносимом ими ущербе, гибели и травмировании людей при пожарах, в 2016 году на территории Российской Федерации произошло 139 703 пожара, на которых погибло 8 760 человек и травмировано 9 909 человек.
При этом количество пожаров в жилье составило 96 813 (69,3 % от общего числа), гибель на них 7 982 человека (91,1%), травмировано 7 194 человека (72,6%). В тоже время в соответствии с действующим законодательством органы федерального государственного пожарного надзора не осуществляют надзор на объектах данной категории.
Сергей Серёгин, президент НСОПБ |
На сегодняшний день надзор за соблюдением требований пожарной безопасности осуществляют более 20 различных надзорных органов (жилищная инспекция, госэнергонадзор, ростехнадзор, строительный надзор, ведомственные надзоры и прочие) не являющиеся структурными подразделениями МЧС России. При этом учет пожаров осуществляется едино в системе МЧС России.
Учитывая все это, становится очевидно, что предлагаемая система оценки деятельности, как уже было сказано выше, не решает задач поставленных распоряжением Правительства и по сути своей вообще не может являться оценкой деятельности федерального государственного пожарного надзора.
В соответствии с положением «О федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290, органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами ГПН с применением риск-ориентированного подхода.
Сергей Серёгин, президент, Сергей Скорик, первый вице-президент, Сергей Воевода, вице-президент |
На наш взгляд, риск-ориентированная надзорная деятельность требует соответствующих критериев оценки, которые следует разделить на качественные и количественные.
Методика, основанная на данном принципе, позволила бы оптимально оценить снижение уровня причиненного ущерба охраняемым законом ценностям в сфере деятельности федерального государственного пожарного надзора, а также достичь оптимального распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов государства и минимизировать неоправданное вмешательство органов федерального государственного пожарного надзора в деятельность подконтрольных субъектов.
Одновременно, эксперты НСОПБ считают нецелесообразным включать лицензионный контроль в оценку деятельности органов федерального государственного пожарного надзора. Органы федерального государственного пожарного надзора деятельность по лицензированию с 2016 г. не осуществляют.
Специалисты НСОПБ во взаимодействии с Открытым Правительством Российской Федерации и МЧС России готовы принять участие в разработке системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов.
Пресс-служба НСОПБ