ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Пресс-служба (события) Цветы на садовом участке также свидетельствуют о наличии риска возникновения пожара?

10.07.2019

Цветы на садовом участке также свидетельствуют о наличии риска возникновения пожара?

"Цветы на садовом участке, которые, как правило, достаточно высокие и могут быть сухими также свидетельствуют о наличии риска возникновения пожара?", - таким вопросом задался НСОПБ совместно с экспертным сообществом при подготовке заключения в рамках оценки регулирующего воздействия на проект Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О пожарной безопасности». 

При рассмотрении предлагаемой редакции был выявлен ряд моментов, требующих доработки.

А именно:

Законопроектом предлагается введение института принудительного изъятия земельных участков при использовании таких участков с нарушением требований пожарной безопасности, что само по себе не входит в сферу регулирования Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - 69-ФЗ). Одновременно, перечень конкретных нарушений требований пожарной безопасности, за неисполнение которых возможно принудительное изъятие участка, законопроектом не установлены. В соответствии со статьей 1 69-ФЗ требования пожарной безопасности могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Таким образом, за любое, даже малозначительное, нарушение требований пожарной безопасности собственник может лишиться земельного участка. 
  
Также законопроектом предусматривается информирование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о неисполнении предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности земельного участка с приложением соответствующих документов. Перечень документов, подтверждающих неисполнение предписания, законопроектом не определен. 
  
Законопроектом предусматривается установление 69-ФЗ особенностей отчуждения земельных участков в связи с их использованием с нарушением требований пожарной безопасности. Вместе с тем, установление особенностей отчуждения земельных участков, в т.ч. порядок проведения публичных торгов, а также порядка прекращения прав на земельные участки, также не входит в сферу регулирования рассматриваемого закона. 
  
Аналогичный предлагаемому законопроектом порядок отчуждения земельного участка предусмотрен статьями 54 и 54.1 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ для участков, неиспользуемых по целевому назначению, или участков, используемых с нарушением законодательства Российской Федерации. 

Одновременно, законопроектом предусмотрена возможность изъятия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае неустранения в течение шести месяцев нарушений, указанных в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности. Вместе с тем, учитывая особенность финансирования государственных и муниципальных организаций, не всегда представится возможность устранить выявленные нарушения в установленный срок. 

Шестимесячный срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении земельных участков, находящихся в собственности граждан, также может быть не достаточен, в связи с тем, что в зимнее время года многие собственники не имеют возможности находиться на земельном участке ввиду отсутствия на участке отапливаемого дома с водопроводом, или в связи с отсутствием подъездных дорог, обеспечивающих подъезд к земельному участку в зимнее время, и т.д. В случае тяжелой болезни собственник - физическое лицо также может не иметь возможности устранить выявленные нарушения в срок. 
  
Также, в случае смерти собственника земельного участка, процедура вступления в наследство занимает от 6 месяцев (в случае отсутствия судебных споров). Так, данный период тоже исключается из возможного для устранения предписания о нарушении требований пожарной безопасности. 
  
Одновременно, риск возникновения пожара в связи с наличием нескошенной травы, отсутствием защиты от зарастания сорной растительностью, неуборки мусора (указанными в пояснительной записке к законопроекту в качестве оснований для изъятия земельного участка) не подтвержден информацией об анализе уровня ранее причиненного вреда наличием таких нарушений на земельных участках различного назначения и не сопоставим с ущербом, который понесет собственник земельного участка при его изъятии. Также не определены характеристики травы для установления статуса "не покошена".  Критерии отнесения расположенных на участке вещей к мусору, требующему уборки во избежание вероятности изъятия земельного участка, а также объемы такого мусора на участке также не установлены. Также не ясно, что является "защитой от зарастания сорной растительностью". 

Таким образом, рассмотрев предлагаемую редакцию закона, НСОПБ её не поддерживает.

Пресс-служба НСОПБ

Задать вопрос