НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА / ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопрос-ответ

Обучение

В настоящее время, стоимость обучения по программам пожарно-технического минимума определяется организациями самостоятельно, исходя из общего числа затрат на процесс обучения по данному направлению. При этом, нормативными правовыми документами МЧС России и Минобрнауки РФ требования к минимальной стоимости обучения по программам пожарно-технического минимума не установлены.

Одновременно сообщаем, что государственным планом стандартизации планируется принятие в 2018 году национального стандарта, определяющего формы и методы организации обучения в области пожарной безопасности. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) разработка указанного стандарта закреплена за Национальным союзом организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ).

Этот вопрос будет рассмотрен на заседании Комитета по организации учебного процесса (подготовки, переподготовки) в области пожарной безопасности НСОПБ, с целью определения возможности включения в текст национального стандарта формулы расчета минимальной стоимости работ по обучению.

Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

Специальные программы обучения, в том числе, порядок их утверждения и согласования, а также объем знаний требований пожарной безопасности для руководителей, специалистов и работников организаций, ответственных за пожарную безопасность установлены приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Одновременно сообщаем, что в настоящее время МЧС России разрабатывается проект приказа «Об утверждении Порядка обучения работников организаций мерам пожарной безопасности» взамен действующего.

В связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», понятийный аппарат Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» был дополнен таким термином как «обучение мерам пожарной безопасности».

Также Федеральным законом от 28 мая 2017 г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа и (или) пожарно-технического минимума. Тем же законом программам пожарно-технического минимума был придан статус программ дополнительного профессионального образования.

Таким образом, к организации деятельности по обучению мерам пожарной безопасности, в части обучения по программам пожарно-технического минимума, могут быть применены нормы статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которыми установлено, что образовательная деятельность осуществляется организациями на основании соответствующей лицензии. Исчерпывающий перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ (в том числе, реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) установлен постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Подтверждение соответствия продукции

Действие выданных в рамках Системы добровольной сертификации НСОПБ сертификатов соответствия подтверждается записью в Федеральных реестрах сертификатов соответствия, размещенных на информационном портале НСОПБ по следующим ссылкам:

для сертификатов по продукции: http://www.nsopb.ru/sertsprod;

для сертификатов по системам и элементам противопожарной защиты: http://www.nsopb.ru/sertsru.

В случае отсутствия информации о сертификате соответствия в Федеральном реестре, рекомендуем обратиться в орган по сертификации, выдавший сертификат. С информацией об аккредитованных лицах Системы НСОПБ, Вы можете ознакомиться в разделе «Реестры» информационного портала НСОПБ http://www.nsopb.ru.

На основании части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

В соответствии с частью 4 статьи 145 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются Техническим регламентом и (или) федеральными законами о технических регламентах, содержащих требования к отдельным видам продукции.

Учитывая, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29.07.2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утратила силу глава 32, устанавливающая требования пожарной безопасности к электротехнической продукции, указанная продукция, по мнению НСОПБ, не подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Технического регламента.

Подтвердить соответствие указанной продукции возможно с помощью Системы добровольной сертификации НСОПБ.

Проверка работоспособности систем и элементов противопожарной защиты

Частью 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности является составной частью проектной документации объектов капитального строительства.

В соответствии с п. «л» раздела 9 постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация должна содержать описание организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Проверка работоспособности систем и установок противопожарной защиты является мероприятием, необходимым для обеспечения пожарной безопасности объекта.

В соответствии с пунктом 61 Постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

На основании вышеизложенного, НСОПБ считает необходимым включение в раздел 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» требований о необходимости подтверждении соответствия работоспособности систем и установок противопожарной защиты при вводе их в эксплуатацию и последующей эксплуатации в соответствии с национальными стандартами.

Проверка работоспособности противопожарных систем не входит в исчерпывающий перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Приложение к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) и лицензированию не подлежит.

Исходя из содержания абзаца 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» работы и услуги являются объектами добровольного подтверждения соответствия.

Законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательная аккредитация в национальной системе аккредитации в отношении организаций, осуществляющих деятельность по добровольному подтверждению соответствия объектов, в т.ч. работ и услуг, не требуется.

Созданная Система добровольной сертификации НСОПБ (далее – Система НСОПБ) зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 01 ноября 2010 года в установленном порядке (свидетельство о регистрации № РОСС RU.M704.04ЮАБ0), о чем имеется запись в государственном реестре.

Одновременно, в соответствии пунктом 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности, является МЧС России.

МЧС России и ФАУ «ФЦН» Минстроя  России поддержана возможность использования Системы НСОПБ для подтверждения соответствия монтажа, ремонта, технического обслуживания и работоспособности систем и элементов противопожарной защиты, вводимых в эксплуатацию и эксплуатируемых на объектах защиты.

Одновременно, расходы, понесенные в связи с проведением добровольной сертификации товаров, услуг и иных объектов могут быть включены в состав прочих расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли. Данная позиция подтверждается разъяснением УФНС России по г. Москве от 31 августа 2015 г. № 16-15/088724.

Независимая оценка риска

Если независимая оценка пожарного риска выполнена в период, когда на объект защиты было выдано указанное предписание, должностное лицо органа ГПН осуществляет проверку расчета пожарного риска и выполнение предписываемых мероприятий, предусмотренных противопожарным режимом.

При этом, проверка расчета оценки пожарного риска проводится согласно пунктам 63 и 75 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644: проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе обследования объекта защиты.

Кроме того, проверяется соответствие представленного расчета требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 272.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, на основании абзаца третьего пункта 63 Административного регламента, внеплановая проверка и контроль выданного предписания осуществляется в полном объеме.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами ФГПН осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой опасности.

Таким образом, в случае поступления в орган ФГПН заключения о независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты может присваиваться более низкая категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272, определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (далее – Методика). Методикой устанавливается порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1.4. Методики, к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.3 относятся здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

В соответствии с пунктом 8 Методики, частота возникновения пожара в здании в течение года определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении № 1 к Методике. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4 ·10-2 для каждого здания.

Методикой не предусмотрено использование для расчета величин пожарного риска статистических данных, не предусмотренных Методикой.

Пункт 2 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного приказом Министерства МЧС России от 29.07.2015 № 405, не исключает организации, не имеющие свидетельства о добровольной аккредитации МЧС России, из числа заявителей на получение государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска.

Также, отсутствие аккредитации не ставит под сомнение возможность получения положительного заключения (согласования) органами МЧС России независимой оценки пожарного риска. Выдача положительного или отрицательного заключения (согласования) находится во взаимосвязи с содержанием оценки, но не с наличием у экспертной организации добровольной аккредитации.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

В соответствии с п. 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 (далее – Правила), независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией.

Этим же пунктом определено, что порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. При этом отсутствие добровольной аккредитации у экспертной организации не является условием, определяющим возможность проведения работ по НОР.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

Пунктом 3 Правил установлено, что экспертная организация не может проводить НОР в отношении объектов защиты:

  1. на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
  2. который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Иных условий, исключающих возможность выполнения данных работ экспертной организацией, Правила не устанавливают.

Кроме того, пунктом 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного Приказом МЧС России от 29 июля 2015 г. № 405 (далее – Административный регламент) установлено, что заявителями на получение государственной услуги являются экспертные организации, осуществляющие деятельность в области независимой оценки пожарного риска (далее - экспертные организации), направляющие в МЧС России копии заключения о НОР.

Пунктом 12 Административного регламента определены нормативно правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. В данном перечне отсутствует Приказ МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».