ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Вопрос-ответ

Независимая оценка риска

Если независимая оценка пожарного риска выполнена в период, когда на объект защиты было выдано указанное предписание, должностное лицо органа ГПН осуществляет проверку расчета пожарного риска и выполнение предписываемых мероприятий, предусмотренных противопожарным режимом.

При этом, проверка расчета оценки пожарного риска проводится согласно пунктам 63 и 75 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644: проверяется соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе обследования объекта защиты.

Кроме того, проверяется соответствие представленного расчета требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 272.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, на основании абзаца третьего пункта 63 Административного регламента, внеплановая проверка и контроль выданного предписания осуществляется в полном объеме.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» планирование проверок органами ФГПН осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска и соответствующей данной категории риску периодичностью.

Выполнение (невыполнение) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, подтвержденные путем независимой оценки пожарного риска учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска, позволяющий перейти в категорию более низкой опасности.

Таким образом, в случае поступления в орган ФГПН заключения о независимой оценке пожарного риска до утверждения ежегодного плана плановых проверок, объекту защиты может присваиваться более низкая категории риска, в соответствии с которой объект защиты планируется к проведению плановой проверки с момента окончания последней плановой проверки, ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения класса его функциональной пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 5 Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272, определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности утверждена Приказом МЧС России от 30.06.2009 № 382 (далее – Методика). Методикой устанавливается порядок определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности.

В соответствии с подпунктом в) пункта 1.4. Методики, к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.3 относятся здания органов управления учреждений, проектно-конструкторских организаций, информационных и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов.

В соответствии с пунктом 8 Методики, частота возникновения пожара в здании в течение года определяется на основании статистических данных, приведенных в приложении № 1 к Методике. При отсутствии статистической информации допускается принимать Qп,i = 4 ·10-2 для каждого здания.

Методикой не предусмотрено использование для расчета величин пожарного риска статистических данных, не предусмотренных Методикой.

Пункт 2 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного приказом Министерства МЧС России от 29.07.2015 № 405, не исключает организации, не имеющие свидетельства о добровольной аккредитации МЧС России, из числа заявителей на получение государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска.

Также, отсутствие аккредитации не ставит под сомнение возможность получения положительного заключения (согласования) органами МЧС России независимой оценки пожарного риска. Выдача положительного или отрицательного заключения (согласования) находится во взаимосвязи с содержанием оценки, но не с наличием у экспертной организации добровольной аккредитации.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

В соответствии с п. 2 Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304 (далее – Правила), независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией.

Этим же пунктом определено, что порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается МЧС России. При этом отсутствие добровольной аккредитации у экспертной организации не является условием, определяющим возможность проведения работ по НОР.

Данная позиция подтверждается в т.ч. Арбитражными судами кассационной и нижестоящих инстанций по Делу № А17-7153/2016.

Пунктом 3 Правил установлено, что экспертная организация не может проводить НОР в отношении объектов защиты:

  1. на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
  2. который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.

Иных условий, исключающих возможность выполнения данных работ экспертной организацией, Правила не устанавливают.

Кроме того, пунктом 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по приему копий заключений о независимой оценке пожарного риска, утвержденного Приказом МЧС России от 29 июля 2015 г. № 405 (далее – Административный регламент) установлено, что заявителями на получение государственной услуги являются экспертные организации, осуществляющие деятельность в области независимой оценки пожарного риска (далее - экспертные организации), направляющие в МЧС России копии заключения о НОР.

Пунктом 12 Административного регламента определены нормативно правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги. В данном перечне отсутствует Приказ МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 «Об утверждении Порядка получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска».

Перейти в раздел Аккредитации

Задать вопрос