ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Пресс-служба (новости) Диалог надзорных органов и бизнеса: лидеры и аутсайдеры

21.09.2017

Диалог надзорных органов и бизнеса: лидеры и аутсайдеры

Проектный комитет реформы контрольно-надзорной деятельности обсудил результаты проведения публичных балансовых встреч надзорных органов с предпринимательским сообществом. В топ-5 по качеству дискуссии с бизнесом вошли Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, ФТС и Роструд. Об этом свидетельствуют итоги мониторинга организации в первом полугодии публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Среди регионов-лидеров с качественными балансовыми мероприятиями КНО — Алтайский край, Саратовская область и Якутия. Рейтинг был подготовлен Аналитическим центром при правительстве РФ по поручению куратора реформы, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова. По словам министра, рейтинг является условным, его задача — не наказать отстающих, а повысить качество, выявить и устранить недочёты в работе контрольно-надзорных органов.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов с апреля этого года проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора. По состоянию на конец августа по всей стране было проведено 1360 таких обсуждений, на второе полугодие запланировано ещё около 600 обсуждений.

Публичные слушания по правоприменительной практике являются составной частью проекта по профилактике. Поэтому наша задача — обобщить этот опыт, чтобы учесть его в Стандарте комплексной профилактики нарушений обязательных требований и, возможно, обновить наши методические указания по порядку проведения публичных мероприятий, чтобы ликвидировать типовые ошибки. Наша цель — не наказать кого-то, а вместе посмотреть, где есть недоработки, чтобы их исправить. А уже по итогам года, когда мы проведём эти мероприятия не по первому разу, будем делать разбор полётов и призывать к ответственности», — пояснил Михаил Абызов.

Методические указания ранее были утверждены проектным комитетом реформы госконтроля. Их соблюдение и проверялось в ходе мониторинга. Так, эксперты проанализировали, с какой периодичностью проводились обсуждения, публиковались ли затем ответы на прозвучавшие вопросы на сайтах КНО, были ли опубликованы полная видеозапись встречи и итоговый пресс-релиз, а также итоги рассмотрения анкет, заполненных участниками по завершении обсуждения. Как показал мониторинг, при проведении более половины «балансовых» ответы на вопросы и итоги рассмотрения анкет не были размещены в открытом доступе.

Общественно-деловой совет реформы, в который входят представители деловых объединений, в свою очередь, провёл опрос предпринимателей. Он выявил ещё ряд недостатков в проведении «балансовых», среди которых позднее уведомление и отсутствие материалов к мероприятию. Обсуждаемые доклады контрольно-надзорных органов в некоторых случаях содержали слишком много статистики, при этом не включали конкретных примеров и разъяснений. На некоторых мероприятиях у представителей бизнеса не было возможности задавать все вопросы, а звучавшие ответы порой были неполноценными. При этом все опрошенные предприниматели считают подобные «балансовые» крайне важными и нужными и уверены в целесообразности их дальнейшего проведения.

По результатам представленного доклада Аналитическому центру необходимо подготовить и представить надзорным органам список наиболее явных типовых нарушений с тем, чтобы они могли преобразовать эту информацию в формат внутреннего корпоративного чек-листа и провести внутренние совещания по исправлению ошибок», — сказал Михаил Абызов.

За соблюдение того или иного требования ведомству начислялись определённые баллы, за несоблюдение — вычитались. В результате самый высокий балл получил Россельхознадзор (58), чуть меньше — Росздравнадзор и Росприроднадзор (по 55 баллов), ФТС получила 53 балла, Роструд — 52 балла. Последние строчки рейтинга заняли ФАС (34 балла) и Ространснадзор (35 баллов).

По итогам мониторинга эксперты выделили ряд положительных практик. Так, некоторые терорганы создали на главных страницах своих официальных сайтов специальные разделы о публичных обсуждениях правоприменительной практики, ряд встреч транслировался в интернете в режиме онлайн. Кроме того, отдельные терорганы разместили онлайн-формы для заполнения анкет.

Среди регионов-передовиков с качественными «балансовыми» КНО больше всего баллов получили Алтайский край, Саратовская область и Республика Якутия (по 68 баллов). В числе лидеров также Республика Хакасия (66 баллов), Ростовская область (64 балла), Свердловская и Липецкая области (по 63 балла) и Ханты-Мансийский автономный округ (62 балла). В разряд отстающих надзоров попали Республика Крым (28 баллов), Кабардино-Балкария (32 балла), Ивановская область и Севастополь (по 33 балла).

В субъектах с отстающими надзорами, по мнению экспертов, нет чёткого понимания сути реформы. Министр поручил направить письма в адрес глав этих регионов с просьбой, в том числе, проконтролировать качество работы контрольно-надзорных органов и обратить более пристальное внимание на организацию «балансовых» во второй половине года. Михаил Абызов также напомнил, что ранее заместитель председателя правительства Сергей Приходько подписал методические рекомендации об участии глав регионов в обсуждениях правоприменительной практики.

Результаты мониторинга будут учтены при доработке Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований, который утверждён проектным комитетом реформы. В том числе рекомендовано предусмотреть проведение онлайн-трансляций «балансовых» для удалённых регионов и совместных публичных мероприятий по отдельным отраслям и смежным видам контроля. Апробировать практику совместных «балансовых» Михаил Абызов предложил на примере Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Россельхознадзора.

Для повышения качества публичных «балансовых» надзорным органам рекомендовано регулярно проводить опросы представителей бизнеса по наиболее значимым для них проблемам и по вопросам, которые требуют разъяснения в первую очередь. Также Михаил Абызов поручил более активно собирать предложения бизнеса по совершенствованию законодательства, в том числе направленного на актуализацию обязательных требований.

Аналитический центр при правительстве по поручению Михаила Абызова подготовил сводный план-график публичных обсуждений на второе полугодие, он размещён в открытом доступе на сайте контроль-надзор.рф, где публикуется вся информация о реализации реформы госконтроля. По словам Михаила Абызова, практика проведения подобных мероприятий будет продолжена в предстоящем политическом периоде, их формат будет совершенствоваться.

Результаты мониторинга качества организации и проведения контрольно-надзорными органами публичных обсуждений результатов правоприменительной практики в I-II кварталах 2017 года [1.49 Mб]

Задать вопрос