ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Пресс-служба (новости) МЧС не будет наказывать дважды за одно нарушение, предупреждение станет основной мерой воздействия

22.05.2017

МЧС не будет наказывать дважды за одно нарушение, предупреждение станет основной мерой воздействия

22.05.2017

Подходы МЧС к совершенствованию государственного надзора в рамках реализации реформы контрольной и надзорной деятельности достаточно эффективны — об этом свидетельствуют показатели работы ведомства. Так, обстановка с чрезвычайными ситуациями и пожарами демонстрирует устойчивую позитивную динамику. Министерству рекомендовано внедрять риск-ориентированный подход и в других сферах надзора и повышать роль профилактических мер, а административная ответственность должна перестать быть основной мерой борьбы с нарушениями. МЧС, в частности, не должно наказывать дважды за одно нарушение, а предупреждение должно стать основной мерой воздействия. Такие рекомендации содержатся в резолюции по итогам Всероссийского форума Открытого правительства, МЧС и предпринимательской платформы партии «Единая Россия» по реформе госконтроля и публичному обсуждению правоприменительной практики надзорных органов МЧС.

Документ подписали министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и глава МЧС Владимир Пучков.

Проведение публичных балансовых мероприятий по итогам работы надзорных органов предусмотрено приоритетной программой «Реформа контрольно-надзорной деятельности», которая утверждена президиумом Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, ответственным за реализацию реформы, является министр РФ Михаил Абызов. Первое публичное обсуждение правоприменительной практики МЧС с предпринимательским сообществом состоялось 7 апреля в Туле с участием министра РФ Михаила Абызова, главы МЧС Владимира Пучкова и губернатора Тульской области Алексея Дюмина.

Затем 20 апреля с бизнес-сообществом в открытом режиме обсудили итоги работы ведомства на федеральном уровне. В резолюции предлагается признать проведённое мероприятие эффективным инструментом взаимодействия между органами государственной власти и представителями бизнеса и продолжить практику таких обсуждений в субъектах РФ. Соответствующий опыт МЧС рекомендовано учесть и другим надзорным органам, а МЧС — разработать ведомственные правовые акты и нормативные документы, направленные на установление порядка организации и проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики.

Участники обсуждения признали проведение работы в данном формате эффективным инструментом по взаимодействию с субъектами предпринимательской деятельности и выработке решений, направленных на совершенствование функций государственных надзоров МЧС России, при обеспечении прав и защиты интересов бизнеса и субъектов экономической деятельности в целом», — отмечается в документе.

Практику вынесения предостережения, предупреждения или устного замечания в резолюции предлагается признать эффективным инструментом официального государственного порицания нарушителей обязательных требований, а практику привлечения к ответственности за одно и то же нарушение без достаточной доказательной базы нужно исключить. Вынесение предостережения, предупреждения или устного замечания должно быть определено как основная мера воздействия. Кроме того, МЧС рекомендовано осуществлять разъяснительную работу с представителями малого и среднего бизнеса и ограничиваться предупреждением или устным замечанием при выявлении нарушений, совершённых впервые, и продолжать работу по развитию института консультирования бизнес-сообщества по правилам комплексной безопасности.

Переход от репрессивной системы контроля и надзора к партнёрским отношениям между инспектором и проверяемым, а также акцент на предотвращении ущерба жизни и здоровью граждан при одновременном снижении нагрузки на бизнес — главные принципы реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится под эгидой Открытого правительства.

Наша главная задача — совместно с руководством регионов и руководителями министерств и ведомств изменить характер государственного надзора. Переключиться с репрессивного надзора, который по факту сложился, на надзор партнёрский, с тем чтобы мы помогали предпринимателям выполнять обязательные требования. Не только наказывали и штрафовали бы их, но и разъясняли требования, многие из которых для них являются запутанными и непонятными, и совместно вырабатывали бы пути совершенствования нашего госнадзора», — отметил Михаил Абызов.

МЧС уделяет большое внимание внедрению нового формата контрольно-надзорной деятельности. Все проверки с 2017 года осуществляются только на объектах с высокой и значительной степенью риска: это объекты соцсферы, здравоохранения, образования, опасные объекты. За 2016 год общее количество проверок, проводимых МЧС, сократилось на треть, количество лиц, привлечённых к административной ответственности в виде штрафа, снизилось в 2 раза, а доля наказаний в виде предупреждения, напротив, увеличилась на 44%. Количество запланированных на 2017 год проверок снижено на 35%. При этом в 2016 году количество техногенных пожаров и ущерб от них снизились, сократилось число чрезвычайных ситуаций, была улучшена работа объектов социальной инфраструктуры. Министерство ведёт активную работу по пересмотру и актуализации обязательных требований: на первом этапе объём требований уже удалось сократить в десятки раз, эта работа будет продолжена.

Министерство реализует и такие направления реформы госконтроля, как внедрение эффективных механизмов кадровой политики, профилактика коррупционных проявлений, автоматизация контрольно-надзорной деятельности.

Раскрывать предпринимателям информацию о прошедших проверках и наиболее частых выявленных нарушениях, чтобы избежать их повторения в будущем, призваны балансовые мероприятия с участием подконтрольных субъектов, которые проводятся ежеквартально уже с апреля 2017 года.

Есть вопрос?