Опубликовано 21.07.2017
Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов предложил Минэкономразвития и Минкомсвязи рассмотреть возможность применения блокчейн при реформировании контрольно-надзорной деятельности. Апробировать новую технологию можно на пилотных ведомствах или отдельных видах госконтроля, сказал министр в ходе заседания Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.
Блокчейн — выстроенная по определённым правилам, непрерывная и последовательная цепочка блоков, содержащих информацию. На этой технологии работают криптовалюты и некоторые базы данных.
Блокчейн в реформе контроля и надзора — это хорошее направление. Там есть набор типовых решений, который позволяет применить инструменты систематизации как требований по видам надзора, так и требований, предъявляемых группе или конкретному субъекту. Опыта внедрения этих инструментов в госуправлении у нас нет. Но никто не мешает нам этот передовой опыт реализовать. Давайте посмотрим, в каких ведомствах или направлениях контроля и надзора можно этот проект в пилотном режиме реализовать», — сказал Михаил Абызов.
Инструменты блокчейн, по его мнению, были бы полезны на таких направлениях реформы госконтроля, как внедрение чек-листов и кодификация требований к бизнесу.
Министр также призвал создавать клиентоориентированные электронные сервисы для бизнеса. Эталонные сервисы с применением информационных технологий он предложил развивать в системе МЧС. Речь идёт о таких инструментах, как «личные кабинеты», электронные чек-листы, видеопрезентации и обучающие ролики. Всё это позволит сделать работу ведомства с подконтрольными субъектами комфортной, сервисной и современной.
Ещё одно важное направление работы в рамках реформы госконтроля — создание библиотеки знаний о применении риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Михаил Абызов поручил создать её к началу марта следующего года.
В 2016 году и 1-м квартале 2017 около половины надзорных ведомств провели или будут проводить научно-исследовательские работы в области внедрения риск-ориентированного подхода. Среди них — Роспатент, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Росстандарт, Ростехнадзор, Ространснадзор, ФМБА, Казначейство, МЧС, Росгидромет. При этом лишь у Ространснадзора и Росстандарта получились практически применимые результаты, их технические задания могут быть использованы другими ведомствами. В большинстве случаев НИИР проводились без учёта сроков реализации «дорожной карты» по совершенствованию госконтроля, рассчитанной на 2016-2017 годы. В значительной части работ отсутствует анализ практики и статистических данных, что делает эти исследования скорее теоретическими.
Это очень значимый пункт нашей "дорожной карты". У нас 3 направления работы. Это риск-ориентированный подход с точки зрения категорирования объектов, риск-ориентированный подход в части категорирования требований, чего я пока не видел ни в одном ведомстве. Третье — учёт рисков при реагировании на различные надзорные события, например, на обращение о проведении внеплановой проверки. Нам нужна библиотека знаний. Давайте определим срок, я думаю, начало марта, когда мы должны эту библиотеку знаний по риск-ориентированному подходу в электронном и информативном виде дать рынку, бизнесу. Мы должны дать бизнесу электронные форматы практик риск-ориентированного подхода», — сказал Михаил Абызов.