Опубликовано 25.04.2017
Эксперты разного уровня разрабатывают новые стратегические документы, в которых должны быть сформулированы ключевые направления экономического развития страны. Однако их нельзя будет эффективно реализовывать без модернизации существующей системы госуправления. Этой теме был посвящён мозговой штурм «Ключевые вопросы реформы государственного управления», который состоялся 21 апреля в рамках Красноярского экономического форума. В дискуссии приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, чиновники и представители экспертного сообщества.
Предыдущие стратегии и государственные программы выполняются в лучшем случае на 50%. Это означает, что если мы сегодня заявляем управленческие решения, то от нас максимум ждут, что они будут выполнены на 50%. Нужно понять, что нам нужно, и что есть, но уже не работает. Нужно готовиться не к прошлым победам, а к будущим», — сказал Алексей Кудрин, открывая дискуссию.
Ранее в ходе пленарного заседания форума экс-министр финансов сравнил российскую систему госуправления со скрипучей телегой. Министр РФ Михаил Абызов с таким мнением не согласился.
Вы только что сказали, что эффективность наших управленческих решений в системе государственного аппарата составляет 50%. Это означает, что мы всё-таки не скрипучая телега, которая у нас называлась госуправлением на предыдущем пленарном заседании, всё-таки это автомобиль экономического класса. Без определения того, где мы находимся и как мы оцениваем текущее качество, невозможно выстроить, в том числе, и программу преобразований. Можно ли довольствоваться автомобилем экономкласса? Я считаю, что нет, потому что вызовы, которые сегодня стоят перед Россией в части экономического развития, настолько серьёзны, что здесь и экономкласса не хватит, и вашей телеги тоже», — сказал Михаил Абызов.
Три основных направления, по которым, по мнению Михаила Абызова, надо провести перестройку, — это процессное управление (его необходимо вывести на работу с ориентацией на результат), проектное управление и полноценный HR-цикл, который включает отбор компетентных специалистов на государственную службу. Эта работа сейчас находится на очень невысоком уровне, считает министр.
В системе госорганов России, по мнению Михаила Абызова, необходимо возродить советскую практику ответственности за результат, когда чиновника исключали из КПСС и увольняли с работы за невыполненное важное поручение.
Ответственность за результат в культуре российского госуправления отсутствует как класс уже многие десятилетия. В советское время ответственность за результат: не сдал завод вовремя — извини меня, партбилет на стол. Уволен! Было всё чётко и понятно. Мы потеряли эту систему с 1990-ми годами. Её необходимо возродить», — сказал Михаил Абызов.
Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал предложения участников форума менять подходы к обеспечению эффективности госуправления, однако предложил ввести «право на ошибку». Такое право на ошибку должны иметь чиновники, ориентированные на амбициозные результаты, а не на текущий процесс, полагает он.
Конечно, не должно быть права на вторую и третью ошибку. Это перебор. Но на одну ошибку уж точно должно быть право. Это очень важно, но это надо сформулировать и на уровне политического руководства. Иначе система не будет таким образом работать», — сказал он.
Важную роль при реформировании системы госуправления должна играть цифровизация госорганов, считают участники мозгового штурма. По данным Михаила Абызова, сейчас цифровизация российских органов власти составляет не более 5%, многие системы неудобны, нефункциональны и не используются.
Россия в 10–20 раз уступает по цифровизации другим странам, отметил, в свою очередь, Алексей Кудрин. «Дорожная карта» по цифровизации госуправления необходима уже сейчас, уверен он. Необходимо разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнем, уверен врио губернатора Пермского края Максим Решетников. Все вопросы, по его мнению, должны максимально решаться на местах. Он предложил договориться о долгосрочных отношениях по линии «федеральная власть — регионы».
Проблема российского госуправления на сегодняшний день заключается в том, что на федеральном и региональном уровне сконцентрировано чрезмерно большое количество полномочий, как административных, так и экономических, считает Михаил Абызов. Чтобы реформировать систему госуправления, их надо расчистить, заявил министр.
Объём полномочий настолько огромен, что реформировать, перестроить и улучшить эту систему любыми передовыми технологиями практически невозможно. Первый шаг, который необходимо сделать для реформы госуправления, — расчистка полномочий. Их должно быть ровно столько, сколько необходимо для выполнения основных функций государства. Тогда у нас и государства в экономике будет меньше», — считает министр.
Что касается внедрения в России ключевых показателей эффективности работы госслужащих, то в мировых масштабах это уже вчерашний день, заявил министр. Но без этого, по его словам, нельзя войти в день завтрашний. В качестве примера он привёл опыт Сингапура.
Я задавал вопрос премьер-министру Сингапура, каким образом он контролирует работу министров? Какие у них KPI? Он ответил, что у них нет KPI, у них есть миссия и принципы. Основной девиз госуправления в Сингапуре — "лучшие сыны и дочери сингапурского народа — на государственной службе". Я спросил, что будет, если вы найдёте человека, который лучше справится с работой, чем тот сотрудник, с которым вы работаете 15 лет? Он ответил, что наймёт нового человека на эту работу, а для прежнего сотрудника найдёт новую позицию, где она сможет использовать свои навыки», — рассказал Михаил Абызов.
Михаил Абызов, помимо прочего, отметил важность создания новой управленческой культуры, основанной на уважении, доверии и ответственности, на партнёрских отношениях госслужащих.