ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Пресс-служба (новости) Нужно ли тратить средства на спецоценку условий труда пожарных и спасателей

04.02.2020

Нужно ли тратить средства на спецоценку условий труда пожарных и спасателей

За шесть лет, прошедшие со времени принятия ФЗ “О специальной оценке условий труда”, на разных уровнях по поводу него было сломано немало копий. И, наверное, не зря, что подтверждают как скоропалительность введения закона в действие, так и непоследовательность в принятии решений относительно его реализации. Наглядный пример - ситуация с СОУТ для спасателей и пожарных, деятельность которых весьма специфична.

НА СКОРУЮ РУКУ

Пожалуй, никто не станет утверждать, что труд спасателей и пожарных безопасен и не сопряжен с риском для жизни и здоровья. На практике им приходится испытывать воздействие целого букета вредных и опасных факторов. Все цвета радуги этого букета детально обозначены в ст. 9 ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности” от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

В постановлении правительства РФ от 14.04.2014 № 290 предусматривалось, что СОУТ для спасателей и пожарных будет проводиться с учетом особенностей, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, то есть Минтрудом России. Прошло время, соответствующий приказ Минтруда так и не появился. Зато из постановления правительства пункт об особенностях проведения СОУТ пожарных и спасателей был без объяснения причин исключен.

Кстати говоря, в указанное постановление, как и в закон “О СОУТ”, регулярно вносились коррективы. Они имели место 25.04.2015, 14.12.2016 и 24.01.2018. Столь частое и порой непоследовательное внесение изменений в Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ в особом порядке, вряд ли можно отнести к числу достоинств этого важного правительственного документа.

СПЕЦИФИКА РИСКА

Говоря о спасателях и пожарных, следует дать информацию об их деятельности.

Фактически каждый вид аварийно-спасательных работ является специфичным. Отряд спасателей большой: горноспасатели, газоспасатели, спасатели на водах, спасатели, работающие в горах с применением лошадей и собак, работники противофонтанных служб и другие. И у всех этих категорий спасателей свои риски, свои, специфичные вредные и опасные факторы, с которыми приходится иметь дело при ликвидации широкого спектра аварий и их последствий.

Схожая ситуация и у пожарных. Если проводить СОУТ в пожарном депо в нормальных условиях несения дежурства, то это будут оптимальные (класс 1) или допустимые (класс 2) условия труда. Если замер вредных факторов и нагрузок делать во время занятий в противогазах в теплодымокамере, при сдаче нормативов по пожарно-строевой подготовке и пожарно-прикладному спорту, то не исключено, что условия труда можно отнести к категории вредных (класс 3). И совершенно иное дело - работа на пожарах, которые по уровню опасности и рангу привлекаемых сил и средств бывают разными. Работа в таких условиях всегда связана с повышенным риском для жизни и здоровья, и ее следует относить к разряду опасных (класс 4).

Как правильно проводить оценку условий труда пожарных и спасателей? Правильный ответ затрудняются дать даже эксперты, проводящие СОУТ. Когда из постановления № 290 исключили необходимость особого порядка проведения СОУТ на рабочих местах пожарных и спасателей, это вызвало растерянность и у них, и у руководителей пожарных, пожарно-спасательных и спасательных подразделений различных ведомств и источников финансирования. А у самих пожарных и спасателей возникло еще больше неясности и неопределенности, ибо отнесение к разным классам условий труда связано с уровнем предоставления компенсаций, льгот и доплат.

Здесь уместно отметить, что закон “О СОУТ” не разрешает экспертам проводить замеры вредных факторов, с которыми приходится иметь дело спасателям и пожарным, непосредственно на месте аварии или пожара. Понятно, что это обусловлено заботой о жизни и здоровье экспертов. Как, к примеру, проводить замеры вредных факторов при аварии хлора или аммиака, ликвидацией которой занимаются газоспасатели?

Учитывая невозможность проведения необходимых замеров, ст. 12 закона “О СОУТ” предусматривает, что создаваемая работодателем комиссия по проведению СОУТ, в состав которой входят представители проводящей спецоценку коммерческой структуры, “вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов организации, проводящей СОУТ. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений”.

Напрашивается вопрос: а для чего было вообще затевать проведение СОУТ для пожарных и спасателей?..

ВЫГОДНО - НЕВЫГОДНО

Особо отмечу: признание факта, что рабочие места пожарных и спасателей - опасные (класс 4), не очень-то радует работодателей. Ведь в таком случае работодатели в соответствии с Трудовым кодексом должны доплачивать работникам (ст. 147 ТК РФ), предоставлять дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ), сокращать рабочее время (ст. 92 ТК РФ), бесплатно выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства (ст. 221 ТК РФ) и т.д.

В настоящее время в системе МЧС функционирует 955 учреждений и организаций - самостоятельных юрлиц. Многие из них имеют сайты в интернете, однако информация о результатах СОУТ там отсутствует - вопреки тому, что предусмотрено ст. 15 закона “О СОУТ”. Аналогичная ситуация со спасательными и пожарными подразделениями, не входящими в структуру МЧС. У работодателей назвать условия труда спасателей и пожарных оптимальными (класс 1) язык не поворачивается, а признать вредными (класс 4) - невыгодно. И чтобы не вызывать массы вопросов от личного состава, проще воздерживаться от проведения СОУТ или всячески замалчивать ее результаты.

От подобной нечеткости выигрывают только коммерческие структуры, проводящие СОУТ. Им постоянная смена правил проведения спецоценки и существующая неясность в итоге выгодны. Можно каждый раз начинать работу с чистого листа, при этом имея с заказчика новую порцию финансовых средств. И, надо сказать, немалых. Учитывая большое число проводящих СОУТ организаций, высокий уровень конкуренции между ними и демпинг цен за оказываемые услуги, несложно догадаться, что СОУТ для пожарных и спасателей зачастую превращается в формальность, которая ничего не имеет общего ни с оценкой условий их труда, ни с созданием здоровых и безопасных условий труда.

Так необходимо ли проводить СОУТ для спасателей и пожарных и, соответственно, работодателям нести затраты на ее проведение из федерального, региональных и местных бюджетов?

Может быть, есть смысл поучиться у представителей религиозных конфессий? Они сумели доказать нецелесообразность проведения для них СОУТ. С этой целью по инициативе депутатов Государственной думы 27 декабря 2018 года был принят ФЗ № 553, который внес изменения в существующий закон “О СОУТ” и освободил религиозные организации от необходимости проводить спецоценку.

КАК НА ПОЖАР…

И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. По странному совпадению и ФЗ “О СОУТ”, и ФЗ № 553-ФЗ об исключении СОУТ в религиозных организациях, и “свежий” ФЗ № 451 от 27.12 2019 о внесении изменений в ФЗ “О СОУТ” - все они приняты в последних числах декабря. И все они вступили в силу всего через несколько дней, то есть с начала нового года.

В пояснительной записке к проекту ФЗ № 451 от 27.12 2019, где объяснялась необходимость изменения действующего закона “О СОУТ”, отмечалось, что его принятие потребует внесения изменений в подзаконные нормативные акты - постановление правительства РФ и приказы Минтруда России. Тем не менее требования закона вступили в силу уже с 1 января 2020 года.

Да, изменения в постановление правительства и в приказы Минтруда, безусловно, будут внесены. Но было бы логичнее, если бы требования закона вступили в действие через три месяца или через полгода - одновременно с исправленными нормативными правовыми актами.

Почему пожарные спешат на пожар - понятно всем. А вот зачем нужна поспешность с вступлением в силу требований законов, имеющих отношение к СОУТ, - понять сложно. Пока же можно предположить, что принятые в “пожарном” порядке документы не позволяют сделать СОУТ для спасателей и пожарных эффективным механизмом защиты их жизни и здоровья. Не исключено, что израсходованные на СОУТ средства при нечетких и часто меняющихся правилах игры - это деньги на ветер.

Автор материала - шеф-редактор журнала “Охрана труда и социальное страхование”

Бесплатные консультации по пожарной безопасности!