ОБЩЕСТВЕННОЕ МИНИСТЕРСТВО

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

НСОПБ

Технический комитет по стандартизации "Производственные услуги" - ТК 001

Главная страница Пресс-служба (новости) Проектный комитет реформы госконтроля одобрил ограничения на новые требования к бизнесу

24.05.2017

Проектный комитет реформы госконтроля одобрил ограничения на новые требования к бизнесу

24.05.2017

Проектный комитет приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности одобрил подготовленное Минюстом постановление Правительства, вводящее ограничения на установление новых требований к предпринимателям. При введении каждого нового требования или увеличении расходов на соблюдение старого предлагается отменять требования, расходы на исполнение которых не менее чем в 2 раза превышают расходы на выполнение нового. При несоблюдении правила «one in — two out» Минюст может вернуть разработчику проект нормативного акта, который устанавливает новое требование. Заседание проектного комитета провёл министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, курирующий реформу госконтроля.

Ограничения будут вступать в силу поэтапно. Так, правило об отмене требований вступает в силу по истечении 180 дней с момента публикации соответствующего постановления. Учитывая, что уже более года действует правило об отмене обязательных требований, расходы на соблюдение которых равны расходам на соблюдение нового требования, Минюст сможет возвращать проекты нормативных актов уже с момента публикации постановления.

В документе вводятся некоторые исключения, чтобы не допустить необоснованного сокращения нормотворческих функций органов власти.

Не всегда возможно посчитать экономическую соразмерность исключаемого и вводимого требования. Для этого введена норма, которая позволяет, в том числе, регулятору, который вводит новое требование, представлять не только предложения по исключению соразмерных по затратам требований, но и иных улучшений для предпринимательской деятельности. Регламент очень гибкий. Там нет конструкции, которая сломает всю нашу управленческую культуру», — пояснил Михаил Абызов.

Возможные разногласия по применению правила «one in — two out» предлагается рассматривать на заседании Правительственной комиссии по проведению административной реформы или по решению председателя комиссии — подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти.

В постановлении учтены предложения Общественно-делового совета при проектном комитете: о распространении более гибкой конструкции нового правила на принятие ведомственных нормативных актов и о возможности отступления от правила по решению руководителя Аппарата Правительства РФ или его первого заместителя. Также совет предлагает распространить новое правило на проекты актов, подготовленных в рамках реализации приоритетных проектов. Для этого, по мнению председателя совета, президента РСПП Александра Шохина, можно было бы прописать принцип «one in — two out» в постановлении Правительства о проектной деятельности. Михаил Абызов это предложение поддержал и поручил проработать с федеральным проектным офисом.

На заседании также обсудили ход подготовки ведомствами изменений в положения о видах госконтроля, которые предусматривают использование чек-листов. Значительная работа в этой части проделана большинством ведомств. Так, Роструд до 1 декабря сформирует порядка 100 проверочных листов. Первые 25 из них в июне пройдут апробацию в нескольких регионах, а в июле начнётся их «выгрузка» в информационную систему. Всего же ведомство намерено подготовить около 200 листов. Михаил Абызов поручил в июле провести семинар-совещание на базе Роструда, чтобы обсудить опыт ведомства по составлению чек-листов.

Постановление о чек-листах будет предусматривать возможность как применения чек-листов с отражением в них всех требований, так и с отражением только приоритетных требований, которые регулируют высокий уровень риска. И мы настоятельно будем рекомендовать надзорным органам именно второй вариант. Мы не можем быстро пересмотреть все избыточные и устаревшие требования. Основная задача чек-листов — ограничить фокус инспектора на требованиях, которые действительно актуальны. Вторая задача — выявить набор требований для поднадзорных субъектов, которые одинаково воспринимаются проверяющим и проверяемым», — отметил Михаил Абызов.

Общественно-деловому совету следует провести экспертизу проверочных листов и вынести свои рекомендации, полагает министр.

Что касается установления надзорными органами категорий и критериев риска для поднадзорных субъектов, то проект соответствующего постановления Правительства пока внесло только МЧС. В высокой степени готовности, по данным Минэкономразвития, находятся проекты постановлений Росздравнадзора и Росприроднадзора, в ближайшее время могут быть согласованы проекты МВД, ФАС и Ростехнадзора. При этом есть 2 вида контроля и надзора, по которым в этой части имеются серьёзные проблемы. Это надзор в сфере защиты прав потребителей, который осуществляет Роспотребнадзор, и ветеринарный надзор, который осуществляет Минсельхоз.

Разделение объектов на категории риска необходимо для внедрения ключевого механизма «умного» госконтроля — риск-ориентированного подхода. Благодаря ему проверочные мероприятия будут сконцентрированы на наиболее опасных объектах, а остальные предприятия будут освобождены от чрезмерного внимания инспекторов, если не нарушают требований.

Если мы по какому-то виду надзора не сможем 2018 год пропланировать, это будет для соответствующих надзорных ведомств не форс-мажор, а катастрофа. В 2018 году все плановые проверки должны быть с риск-ориентированным подходом. Просьба Аналитическому центру при Правительстве посмотреть критические точки, чтобы у всех это было в режиме первостепенного мониторинга», — подчеркнул Михаил Абызов.

Ещё одно направление реформы госконтроля — разработка показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. В этой части с опережением работают МЧС, Росздравнадзор и Ространснадзор. В соответствии со сводным планом надзорные ведомства самостоятельно должны разработать показатели на 2018 год и прогноз на 2019–2020 годы. В проектный комитет такие документы должны быть направлены до 17 июля.

Это тот инструмент, который вам в конечном счёте позволит выполнить задачи всего проекта, потому что проект не в Москве выполняется, он реализуется конкретно в наших территориальных подразделениях. Он должен стать локомотивом и системой мотивации. Поэтому мы плохие, слабо проработанные предложения принимать не будем. Практики хорошие есть. Если необходимо, обращайтесь в том числе в МЧС, Росздравнадзор, чтобы посмотреть тот опыт, который уже накоплен. Если необходимо по этому вопросу провести семинар-совещание — проведите», — сказал Михаил Абызов.

Проектный комитет также одобрил требования к содержанию стандарта комплексной профилактики нарушений. При разработке этого стандарта Михаил Абызов поручил учесть опыт проведения балансовых мероприятий в регионах по итогам правоприменительной практики надзорных органов. Этот опыт, по его словам, надо переводить в системную работу.

В общей сложности, по данным Аналитического центра при Правительстве, в срок пройдено 25 контрольных точек приоритетного проекта, несоблюдение сроков зафиксировано лишь по 3 пунктам. Один из них — подготовка методрекомендаций по составлению карт коррупционных рисков. Этот документ, а также стандарт кадрового менеджмента, по новым срокам, должны быть разработаны до 15 июня. А до 15 июля должна быть разработана методика комплексного аудита кадрового обеспечения надзорной деятельности. Сам аудит должен пройти до 30 октября.

Есть вопрос?