Опубликовано 18.01.2019
29 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный Закон № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он регламентирует общественные отношения, возникающие в процессе организации дорожного движения. Прописанные в законе принципы должны оказать существенное влияние на развитие транспортной системы страны.
Основные принципы
Во-первых, важно, что явно зафиксирован принцип приоритета безопасности дорожного движения над пропускной способностью, то есть над возможными потерями времени. Этот вопрос всегда был дилеммой во всех инженерных проектах: скорость или безопасность. В новом законе вопрос однозначно решен в пользу безопасности.
Во-вторых, одним из основных принципов становится приоритет развития транспорта общего пользования. Такой подход позволит создать, улучшить и оптимизировать маршруты общественного транспорта, что снизит уровень транспортных заторов и в целом сделает жизнь горожан комфортнее.
В-третьих, отмечена обязательность создания условий для движения пешеходов и велосипедистов, это даст толчок строительству и обустройству пешеходных переходов, развитию отдельных полос для велосипедного движения. Пешеходная и велосипедная инфраструктура станет такой же частью организации движения, как машины и светофоры.
В-четвертых, принят вектор на политику достоверности и актуальности информации о мероприятиях по организации дорожного движения, а также своевременности ее публичного распространения.
Организация дорожного движения
В новом законе появилось то, без чего никакое грамотное управление транспортными системами невозможно: необходимость обязательного мониторинга параметров дорожного движения. Организация дорожного движения всегда была основана на результатах анализа мониторинга движения транспортных потоков. Вопрос был лишь в объеме мониторинга и периодичности его проведения.
Комплексный мониторинг необходим, потому что ситуация на улично-дорожной сети городов сейчас быстро меняется. А при этом разработка, утверждение и реализация решений по организации дорожного движения занимают достаточно продолжительное время.
Если нет регулярного мониторинга и не анализируются полученные данные, то могут быстро стать неактуальными принятые решения по организации дорожного движения: количество полос, разрешенные направления маневрирования, длительность циклов светофорного регулирования, необходимость координации светофорных циклов на нескольких пересечениях, выбор направления основного потока транспорта для координации, приоритетность проезда общественного транспорта и так далее.
Напротив, регулярный мониторинг и применение математических средств транспортного моделирования позволяют прогнозировать многовариантное развитие транспортной ситуации и принимать комплексные упреждающие меры. Собранные параметры дорожного движения будут использоваться для того, чтобы контролировать сложную дорожную обстановку, в том числе бороться с пробками, повышать удобство перемещения для пешеходов и усиливать их безопасность
В Европе и США крупные города уже собирают эти данные: видеофиксации с камер, датчики, основанные на различных физических принципах, полицейские радары. Все это помогает качественно анализировать транспортную систему – понимать, где нужны новые магистрали или развязки, где происходит больше всего аварий и так далее.
Парковки
В законе также прописана необходимость разработки методических рекомендаций по введению платных парковок. Учтены все нюансы, от того, где их будет запрещено размещать, до оплаты и содержания. Конечно, жителей можно разделить на тех, кто резко против платного паркинга и тех, кто поддерживает идею – и тем не менее, это достаточно понятный, цивилизованный шаг.
Необходимо помнить, что платные парковки, в первую очередь — средство регулирования спроса на использование индивидуального транспорта. Поэтому они должны располагаться в местах, где массовая бесплатная парковка приводит к уменьшению пропускной способности улиц, в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой из-за автомобильных выхлопов. Платные парковки позволяют управлять доступом в центральную часть города и разгрузить ее, помогают побудить жителей сделать выбор в сторону общественного транспорта и, как итог, уменьшить количество заторов в центре.
Во-вторых, парковки — средство пополнения бюджета городов и регионов, поэтому, как бизнес они не должны быть убыточными для оператора. Востребованы будут любые средства, которые упрощают процесс организации, эксплуатации и пользования платными парковками.
Квалификация специалистов
Есть два фактора, сдерживающих развитие рынка транспортного моделирования и планирования: законы и кадры. Благодаря новому закону, наконец-то, сделан очень серьезный шаг вперед, который позволит отрасли развиваться – введены квалификационные требования к специалистам, которые занимаются организацией дорожного движения, моделированием транспортных потоков.
В новом законе обозначен целый пласт людей, которые могут называться транспортными инженерами. И занимаются они не просто строительством дорог, проектированием или организацией перевозочных процессов, а именно системным транспортным планированием. В этом перечне специалисты по разработке проектов ОДД, по моделированию, по мониторингу дорожного движения. Профессионалы, которые мониторят параметры транспортных потоков, анализируют с помощью датчиков и современных технологий транспортные и пассажирские потоки. Попадут в него и специалисты по эксплуатации технических средств: по настройке светофоров, нанесению разметки, контролю в сфере организации дорожного движения. Эти эксперты смогут оценить, насколько правильно реализованы в соответствии с нормативами те или иные проекты.
Квалификационные требования, необходимость которых обозначена в законе, пойдут в учебные программы вузов, которые будут на них ориентироваться. И есть надежда, что через некоторое время мы получим сообщество специалистов, ориентированных на системное транспортное планирование и способных качественно решать основную задачу транспортного инженера — делать так, чтобы жителям любого города, независимо от его размеров, было комфортно по нему перемещаться.
Центры организации дорожного движения
Систематическое применение нового закона приведет к тому, что комплексные схемы организации дорожного движения будут разрабатываться в центрах организации дорожного движения — выделенных центрах компетенций, которые управляют всем транспортом. Сейчас подобное учреждения есть только в столице: московский ЦОДД управляет всем, от организации велосипедного движения, до автобусов и метро.
Новый закон даст импульс для развития ЦОДДов по всей России – все документы транспортного планирования, вся деятельность по организации транспортного движения будет сконцентрирована в едином центре компетенций. ЦОДДы могут стать частью системы умного города – единой структурой, ведающей всем от состояния инфраструктуры и потоков, до моделей, прогнозов, планов развития.
Стоит обратить внимание и на изменения в общих требованиях к документации по организации дорожного движения. Она будет разрабатываться на основе документов территориального планирования и включать комплексные схемы и проекты организации дорожного движения, эффективность которых будет проверена на современных транспортных моделях. Все эти нормативные акты станут основой для наполнения региональными данными АСУ ТК, автоматизированной системы регулирования транспортного комплекса.