Опубликовано 02.03.2018
Для повышения эффективности таможенного администрирования контроль на границе нужно ограничить, отчасти заменив его анализом деятельности компаний до и после осуществления поставок, считают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР). Для такой реформы потребуется объединение информационных баз ФТС и ФНС — оно необходимо для создания системы отслеживания операций с товарами от ввоза до розничной продажи. В ФТС, однако, предупреждают, что подобные изменения могут привести к кассовым разрывам бюджета и падению собираемости пошлин.
Таможенное администрирование в РФ остается недостаточно эффективным по сравнению с лучшими мировыми практиками, при этом множественные проверки со стороны контролирующих органов создают давление на бизнес. Такие выводы в своем докладе делают эксперты ЦСР (Галина Баландина, Юрий Пономарев, Сергей Синельников-Мурылев, Андрей Точин). Они отмечают, что регулирующая и фискальная роль ввозных таможенных пошлин постепенно уменьшается — сейчас их сборы эквивалентны 0,62% ВВП и этот показатель будет снижаться. Из-за механизма обеспечения «взимание таможенных платежей по факту превращается в форму временного налога, ориентация таможни на выполнение плана по сборам усугубляет ситуацию»,— пишут авторы доклада. Они предлагают изменить показатели эффективности работы ведомства с учетом затратности контроля и объема товарооборота.
В ЦСР предлагают радикально пересмотреть процесс таможенного оформления. Авторы рекомендуют ввести обязательное предварительное декларирование, чтобы отразить факт ввоза в адрес конкретного импортера. При ввозе партии предложено присваивать единый номер для сквозного контроля вплоть до продажи товара в розницу. Выпуск товаров предлагается осуществлять до уплаты пошлин под финансовые гарантии импортера (не на товар, а на определенный период времени). Оформление завершается после принятия товара к бухучету и подтверждения правильности расчета и уплаты платежей. В будущем вместо таможни такие операции сможет выполнять налоговый орган по месту регистрации импортера. Сейчас основной контроль осуществляется до выпуска — в частности, ФТС оценивает, не занижает ли импортер стоимость поставки.
Для реализации механизма ЦСР рекомендует создать «единое окно» как в пунктах пропуска (чтобы документы таможне, а также Россельхознадзору и Роспотребнадзору можно было подать единовременно), так и в доступе к базам ФТС и ФНС. Эти базы предлагается объединить, передав ФНС сначала функции взимания косвенных налогов (НДС, акцизы), а затем и администрирования всех таможенных платежей (ФТС будет передавать данные о ввозимых товарах). При этом исчисление пошлин может происходить в те же сроки, что и налогов. «Информационная разобщенность налоговой и таможенных служб позволяет компаниям уклоняться от уплаты пошлин и внутренних налогов с использованием фирм-однодневок»,— считают в ЦСР.
«В целом подход, при котором есть обязательное предварительное декларирование, система финансового обеспечения, охватывающая период не только до выпуска, но и после, с эффективно работающей системой прослеживаемости, может быть оправдан, но сначала все эти условия должны быть выполнены»,— прокомментировал “Ъ” предложения центра замглавы ФТС Тимур Максимов. При этом, по его словам, предоставление таких финансовых гарантий может быть обременительным для компаний, а передача полномочий ФНС несет бюджетные риски. «Важно понимать, что при передаче этих полномочий и неизменности отчетных налоговых периодов будут два последствия: кассовый разрыв и падение собираемости пошлин. Сейчас ФТС на этапе до выпуска собирает 100% от начисленного»,— отмечает Тимур Максимов. Вместо объединения информбаз в службе считают более целесообразным обмен в режиме онлайн — указывая, что у ведомств разный функционал. «С ФНС есть регулярный обмен данными по согласованным позициям, проводятся совместные контрольные мероприятия. Уже не надо представлять данные, которые есть у другой службы»,— пояснили в ФТС.
В ЦСР признают, что масштабные изменения невозможны без резерва на случай недобора платежей. Помимо этого потребуется изменение и наднациональных документов (в частности, нового таможенного кодекса ЕАЭС). Однако кодекс позволяет реализовать большинство норм за счет корректировок в национальном праве, указывают в ЦСР, отмечая, что пакет схожих упрощений уже готовит Казахстан.