Опубликовано 13.09.2018
На Дальнем Востоке уже собраны все имеющиеся в РФ льготные режимы для бизнеса, однако их использованию отчасти препятствует ограничение на получение льгот только новыми компаниями, заявили участники ВЭФ. Перспективы же создающегося специального административного района большинство инвесторов пока оценивает весьма аккуратно: для его реализации потребуется развитие рынка финансовых услуг, ранее не отмечавшееся в регионе. Зарубежным же инвесторам трансакции через остров Русский будут интересны лишь при обеспечении доступа к российским проектам и за пределами острова.
В первый день Восточного экономического форума, открывшегося во вторник во Владивостоке, представители бизнеса и власти обсуждали детали действующих и готовящихся льготных режимов, в том числе создание специального административного района (САР) на острове Русском. Глава Минэкономики Максим Орешкин заверил, что САР — «это история с позитивным бюджетным эффектом», так как режим обеспечивает удобный перенос иностранных компаний, сейчас зарегистрированных в других офшорах, в российскую юрисдикцию, тогда как ранее деофшоризация предполагала высокие издержки, связанные с закрытием бизнеса в одной стране и открытием в другой. Второй этап подготовки документов по САР будет касаться облегчения регулирования, сообщил министр.
Пока на финансовом рынке региона нет конкуренции: почти все кредиты выдают три госбанка, по уровню проникновения кредитных и страховых проектов регион занимает последнее место, услуг проектного финансирования, необходимых новым инвестпроектам, также нет, заметил замминистра развития Дальнего Востока Александр Крутиков. Для покрытия спроса на острове Русском планируется создание финансового центра, где смогут работать иностранные банки, и независимого финансового регулятора в Свободном порту Владивостока (СПВ). Российским же банкам и другим финансовым компаниям, оказывающим услуги инвестпроектам, разрешат пользоваться льготами ТОР и СПВ, поправки сейчас готовятся, сообщил замминистра.
Участники сессии сравнили САР с Гонконгом, который стал крупным финансовым центром на фоне роста экономики в Китае. Однако в Китае специальные экономические зоны также привлекают офшорные деньги, но для проектов внутри страны, в случае САР китайские инвесторы были бы заинтересованы в создании моста для инвестиций, не ограниченных островом, отметил вице-председатель совета директоров Боаоского форума Чжоу Сяочуань. При этом он предупредил, что лишь по финансовым услугам режиму будет трудно конкурировать с давно действующими офшорами. Пока управляющая компания САР получила лишь одну заявку на резидентство.
Российские компании, не попавшие под санкции и уже работающие в регионе, больше интересовало изменение подхода к тому, на какие проекты распространяются меры поддержки. «Сейчас все режимы заточены под новые инвестпроекты, реализуемые новыми предприятиями, но это сопряжено с рядом проблем, в частности с необходимостью получения лицензий»,— посетовал гендиректор СУЭК Владимир Рашевский. По его словам, опасения Минфина относительно размывания налоговой базы в случае распространения поддержки и на новые проекты уже действующих предприятий можно решить раздельным учетом расходов и доходов по новым и старым проектам. Из-за текущих ограничений не работают и специнвестконтракты — для получения льгот 90% бизнеса компании должно приходиться на новые проекты, добавил партнер КПМГ Михаил Орлов. Он предложил использовать Дальний Восток в качестве «экспериментальной площадки для обкатки всех налоговых новаций», а Минвостокразвития — провести оценку того, какие льготы оказались самыми эффективными.
В то же время инвесторы, в том числе зарубежные, зафиксировали улучшение инфраструктуры в макрорегионе, но отметили необходимость расширения каналов поставок, где сейчас наблюдается нехватка проходимости. В частности, это касается доступа к портовой инфраструктуре для добывающих компаний и поставок по железной дороге. Участники форума отметили, что хотя «товары и двигаются в сторону востока, но периодически застревают», и попросили прояснить планы РЖД по расширению БАМа и Транссиба, а также сделать предсказуемый железнодорожный тариф.