Опубликовано 29.11.2018
Эксперты рабочей группы «Социальная политика и повышение качества социальных услуг» Экспертного совета при правительстве РФ дали свои предложения по подготовленному Минтрудом проекту программы мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для граждан предпенсионного возраста до 2024 года. Члены рабочей группы предлагают создать специальные информационные площадки для трудоустройства и переквалификации граждан предпенсионного возраста, пересмотреть форматы финансирования переобучения таких граждан, а также рассмотреть механизм предоставления социального налогового вычета, позволяющего уменьшить доход, облагаемый НДФЛ, об этом сообщается на сайте Открытого правительства.
Для реализации данных мер необходимо поручить Минтруду прогнозировать численность рабочих мест, на которых могут быть востребованы граждане предпенсионного возраста, включая численность рабочих мест, которые могут быть предоставлены для замещения после прохождения переобучения. Министерству труда и социальной защиты также необходимо прогнозировать потребность в рабочих местах для граждан предпенсионного возраста с возможностью их переезда для устройства на работу в других регионах, предоставляя пожелавшим переехать работникам соответствующие компенсации за счёт средств бюджета РФ. Формирование ежегодного прогноза численности граждан предпенсионного возраста в целом по РФ и в разрезе субъектов также целесообразно передать Минтруду», — отмечается в экспертном заключении.
Члены рабочей группы сформулировали ряд замечаний по проекту программы. Так, эксперты заметили пересечение компетенций с другими ведомствами, в частности с Минпросвещения. Помимо этого, в программе, по их мнению, отсутствует взаимосвязь предлагаемых мероприятий с существующими программами по поддержке занятости. Нет также ключевого показателя эффективности для заявленных программой целей — количество граждан предпенсионного возраста, продолживших трудовую деятельность или вновь трудоустроенных после переобучения.
Эксперты обращают внимание и на необходимость учитывать перспективу дефицита рабочих мест при подготовке и согласовании величин показателей по субъектам РФ в рамках сложившихся реалий на рынке труда. Уровень занятости граждан в возрасте 50–72 года по данным статистики за 2017 год составляет в среднем по регионам 25%. Исключение, возможно, составят такие субъекты, как Москва, Московская область, ХМАО, Краснодарский край.
Целевой аудиторией и основными заинтересованными сторонами реализации программы, согласно опыту зарубежных стран, являются работодатели, а также граждане предпенсионного возраста, которых можно поделить на три основные категории: лица, не имеющие работы и ищущие её (уволенные, уволившиеся); лица, о предстоящем увольнении которых работодатели уведомили службу занятости; лица, которые потенциально могут потерять или сменить работу (в том числе самостоятельно изъявившие намерение пройти переобучение). По оценочным данным, количество таких граждан предпенсионного возраста, подпадающих под действие программы, может достигнуть 1,5 млн человек ежегодно.
Представители рабочей группы считают необходимым создать специальные площадки, где граждан предпенсионного возраста будут информировать по теме их трудоустройства и переквалификации.
Необходимо предусмотреть создание площадок, в том числе на базе СО НКО, оказывающих образовательные, информационные услуги для граждан предпенсионного возраста. Такие площадки могли бы обеспечить необходимое сопровождение для лиц старше 55 лет по таким направлениям, как психологическое, правовое, информационно-цифровое (помощь при использовании информационно-коммуникационных сетей)», — уточняется в заключении.
Эксперты также обращают внимание на то, что успешная реализация программы требует пересмотра форматов финансирования переобучения граждан — деятельность служб занятости в этом направлении не может быть признана эффективной.
Недостатки служб могли бы быть компенсированы посредством внедрения специального образовательного сертификата, который позволяет решить основные проблемы за счёт упрощения процедуры получения услуг и реализации законных прав на переобучение. За счёт стимулирования конкуренции среди организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставления гражданам предпенсионного возраста права самостоятельного выбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основе оценки вероятности трудоустройства после прохождения программ переобучения в соответствующих организациях», — отмечается в заключении.
В дополнение к мерам по финансированию переобучения посредством предоставления образовательных сертификатов предлагается также рассмотреть механизм предоставления социального налогового вычета, позволяющего уменьшить доход, облагаемый НДФЛ. Социальный налоговый вычет могут получить физические лица, оплатившие своё обучение, обучение своих детей, подопечных, а также обучение своих братьев и сестёр.
Вычет предоставляется при обучении в образовательных организациях, имеющих соответствующую лицензию, которые могут быть как государственными или муниципальными, так и частными. Кроме того, вычет можно получить при обучении у индивидуального предпринимателя, привлекающего педагогических работников и имеющего соответствующую лицензию.
В этой связи Экспертный совет предлагает дополнить проект программы оценкой эффективности действующих налоговых вычетов на обучение, пересмотром предельных значений по налоговому вычету на оплату переобучения граждан предпенсионного возраста. Соответствующие доклады должны быть подготовлены до февраля 2019.
Помимо этого, предлагается внести изменения в НК РФ, включающие расширение перечня случаев предоставления указанного вычета для лиц, оплативших переобучение родственников предпенсионного возраста. Срок формирования проекта закона — апрель 2019.
Учитывая разный уровень навыков пользования интернет-ресурсами граждан предпенсионного возраста, эксперты считают целесообразным создание базы данных, содержащих сведения о правах, способах реализации прав, механизмов содействия органов исполнительной власти реализации прав не только в сети Интернет, но и непосредственно в центрах развития карьеры. Для этого Минтруду России необходимо разработать и утвердить регламент проведения информационной работы с гражданами предпенсионного возраста по вопросам содействия в переобучении.
Для повышения эффективности мероприятий программы по содействию в переобучении граждан предпенсионного возраста члены рабочей группы предлагают разработать порядок участия в этом процессе непосредственно работодателей.
Для этого Минтруду России потребуется разработать порядок предоставления средств, выделяемых на переобучение, при условии сохранения за данными лицами рабочих мест не менее чем на один календарный год после прохождения ими переобучения», — говорится в экспертном заключении.