Опубликовано 04.02.2019
Олег Хороший, начальник отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
Все без исключения организации и ИП обязаны соблюдать требования пожарной безопасности (ст. 37 и 34 Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ). За нарушение правил пожарной безопасности предусмотрены крупные штрафы.
В рекомендации – как отразить расходы на пожарную безопасность в бухгалтерском учете и при расчете налогов. Дополнительно также можно застраховать свое имущество от пожара и учесть эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете.
Виды расходов
Комплекс мероприятий по пожарной безопасности, как правило, включает:
покупку, установку и обслуживание противопожарной системы;
приобретение первичных средств пожаротушения;
проверку и перезарядку огнетушителей;
обучение пожарно-техническому минимуму.
Противопожарная система в собственном помещении
К противопожарным системам относят пожарную сигнализацию, систему автоматического пожаротушения, систему защиты от дыма. Как учитывать такую систему, зависит от того, можно ли отнести ее в бухучете к основным средствам, а в налоговом учете – к амортизируемому имуществу.
Бухучет
Порядок учета зависит от того, отвечает ли система признакам основного средства.
Когда система не является основным средством, расходы на ее приобретение учитывайте в составе МПЗ по фактической себестоимости. При вводе противопожарной системы в эксплуатацию спишите затраты на расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8, 16, 18 ПБУ 10/99).
Чтобы обеспечить сохранность оборудования при его эксплуатации, отразите его на забалансовом счете. Отдельного забалансового счета для учета таких малоценных активов в Плане счетов нет, но организация может ввести его самостоятельно. Например, это может быть счет 012 «Малоценное имущество».
В учете сделайте такие проводки:
Дебет 10 Кредит 60
– отражена стоимость противопожарной системы;
Дебет 19 Кредит 60
– отражен входной НДС;
Дебет 10 Кредит 19
– учтен входной НДС в стоимости системы;
Дебет 60 Кредит 51
– оплачены расходы на покупку системы;
Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 10
– списаны расходы на противопожарную систему;
Дебет 012
– отражена противопожарная система на забалансовом счете.
Если система является основным средством, противопожарную систему примите к учету по первоначальной стоимости. Составные части системы нельзя учитывать по отдельности, это один объект (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.08.2016 № А40-141701/2015). Расходы на приобретение системы списывайте через амортизацию с месяца, следующего за тем, в котором ее ввели в эксплуатацию.
В учете сделайте такие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
– принята к учету противопожарная система;
Дебет 19 Кредит 60
– учтен входной НДС;
Дебет 08 Кредит 19
– входной НДС учтен в стоимости системы;
Дебет 01 кредит 08
– учтена в составе основных средств противопожарная система;
Дебет 60 Кредит 51
– оплачены расходы на покупку системы.
Ежемесячно в течение срока полезного использования системы с месяца, следующего за месяцем, в котором систему приняли к учету:
Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 02
– начислена амортизация.
УСН
Когда платите единый налог с доходов, расходы на приобретение и монтаж противопожарной системы учесть нельзя. На УСН с объектом «доходы минус расходы» можно учесть затраты на покупку противопожарной системы. Как учесть, зависит от того, является ли система амортизируемым имуществом в целях налога на прибыль.
Если система не отвечает признакам амортизируемого имущества, затраты на покупку и монтаж системы учтите в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК). Расходы признайте после их оплаты (п. 2, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК).
Сумму предъявленного поставщиком НДС также учтите в расходах. Если систему оплатили частично, НДС можно списать на расходы только в части оплаченных затрат (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Если система отвечает признакам амортизируемого имущества по правилам главы 25 НК, списывайте ее стоимость как расходы на покупку основных средств (п. 4 ст. 346.16 НК). Уменьшайте налоговую базу равными частями в течение налогового периода (абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК).
НДС
Когда организация на ОСНО, предъявленный НДС поставщиком системы и подрядной организацией, которая делала установку системы, примите к вычету (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК). Вычет можно заявить при соблюдении всех условий.
Организация, которая применяет упрощенку с объектом «доходы минус расходы», вправе учесть в расходах входной НДС, предъявленный поставщиком (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК). Затраты можно учесть в том периоде, когда оплатили покупку противопожарной системы (п. 2 ст. 346.17 НК).
Пример, как организации на УСН отразить в бухучете и при налогообложении приобретение противопожарной системы
ООО «Альфа» применяет УСН с объектом «доходы минус расходы». В июне 2019 года организация установила систему пожарной сигнализации стоимостью 360 000 руб. (в том числе НДС – 60 000 руб.). Предварительно организация заключила договор с ООО «Гамма» на установку системы. Сумма договора составила 60 000 руб. (в том числе НДС – 10 000 руб.). Согласно учетной политике ООО «Альфа», амортизация начисляется линейным способом для целей как бухгалтерского, так и налогового учета. Срок полезного использования системы пожарной сигнализации установлен 11 лет (132 месяца).