Опубликовано 05.12.2017
МЧС при поддержке Открытого правительства займётся профилактикой пожаров в жилом фонде и будет искать форматы взаимодействия по этому направлению с ТСЖ и управляющими компаниями. Об этом сообщил куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов, выступая 1 декабря на обучающих занятиях с руководящим составом структурных подразделений центрального аппарата и подведомственных организаций МЧС. Министр рассказал участникам семинара о том, как выполняется приоритетная программа по реформированию государственного контроля и надзора и какие результаты она даст к 2024 году, а также ответил на вопросы о развитии рынка страхования и совершенствовании надзора на муниципальном уровне.
Контроль и надзор нового формата будет ориентирован на предотвращение и профилактику ущерба, смертности и травматизма, в том числе от пожаров и чрезвычайных ситуаций. Однако жилые помещения на сегодняшний день не входят в сферу государственного контроля — он распространяется лишь на учреждения и предприятия, указал Михаил Абызов.
Одна из задач, которую мы ставим вместе с руководством МЧС, — развернуть в следующем году профилактику в жилом фонде. На сегодняшний день основная смертность от пожаров именно там, но жилой фонд находится вне зоны государственного контроля. Мы должны найти формат работы с ТСЖ, с жителями, чтобы там профилактировать. Более того, нам надо подумать, каким образом задачами профилактики озаботить управляющие компании, дав им такие инструменты, чтобы они в своей работе следили за этими вещами и наделяли их соответствующим приоритетом», — сказал Михаил Абызов.
Главная цель государственного контроля — снижение ущерба для жизни и здоровья граждан, подчеркнул министр. До 2024 года смертность, травматизм и ущерб по рискам, которые контролирует государство, согласно программе по реформированию госконтроля, должны сократиться вдвое. Вторая задача реформы — снизить неэффективную нагрузку на бизнес.
В программе по реформированию госконтроля есть целый блок, посвящённый развитию негосударственных форм контроля и надзора, в том числе страхования. Однако за 2 года бизнес, по словам Михаила Абызова, так и не сформулировал конкретных предложений по развитию этих механизмов. Государственный надзор для бизнеса пока дешевле страхового, считает министр. Что касается жилого сектора, то там страхование, по его мнению, необходимо развивать, но не стоит торопиться и «загонять» туда людей, чтобы не обмануть их ожидания.
Одна из проблем заключается в состоянии страхового рынка. Считанное число компаний ведут страховую деятельность цивилизованно: они перестраховывают свои риски и рассчитывают страховые премии на основе статистики по ущербу и вреду. Необходимо сделать так, чтобы страховой сектор был надёжным и устойчивым партнёром, чтобы он реализовывал страховые выплаты. Страховой сектор должен пройти через этап санации, сегодня он находится в очень неустойчивом положении», — отметил Михаил Абызов.
Министр, отвечая на вопросы участников семинара, подверг критике систему муниципального управления. На уровне муниципалитетов государственный контроль превратился в способ пополнения бюджета, что приводит к избыточному давлению на бизнес. Причина в том, что финансирование у муниципалитетов недостаточное, а уровень квалификации инспекторов оставляет желать лучшего.
Система муниципального управления в РФ находится в катастрофическом состоянии. Контрольно-надзорные полномочия на муниципальном уровне приобрели извращённую форму, когда контроль используется для того, чтобы выписать как можно больше штрафов и наполнить бюджет. Это движение, ровно противоположное принципам реформы госконтроля. Снижение давления на бизнес на федеральном уровне компенсируется активизацией надзора на уровне муниципалитетов. Я рассчитываю, что принятие закона о государственном и муниципальном контроле определит для муниципалитетов новые правила», — подчеркнул Михаил Абызов.
Инспекторский состав необходимо обучать работе в новой системе госконтроля, ориентированной на профилактику. Соответствующий блок также содержится в программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности. Из 300 тыс. сотрудников контрольно-надзорных органов около половины — это инспекторы, отметил Михаил Абызов. Эти 170 тыс. человек должны пройти соответствующее обучение. В следующем году более 20 тыс. инспекторов пройдут дистанционное обучение с последующей аттестацией, сообщил министр. Через 15 лет, по его мнению, в России сложится такая модель госконтроля, в которой инспекторов в надзорных органах будет лишь около 10%, при этом появится большой штат аналитиков и людей, ответственных за профилактическую работу.