Опубликовано 17.07.2019
Минэкономразвития РФ разработал законопроект об экспериментальных правовых режимах, сообщает Коммерсант.
Документ опубликован для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов. В случае получения положительной оценки, Правительство РФ разработает необходимые Постановления за 120 дней до вступления закона в силу. Тогда к середине 2020 года возможен запуск первых экспериментальных правовых режимов (ЭПР).
Фактически разработанный законопроект интегрировал две идеи уже созданных законопроектов - о «регуляторных песочницах» в банковской и гражданской сферах.
Законопроектом об экспериментальных правовых режимах предусмотрен список отраслей, в которых возможен их запуск: цифровая медицина, высокоавтоматизированный транспорт, электронное обучение, новые финтехнологии, дистанционная продажа товаров и услуг и новые технологии в строительстве и эксплуатации недвижимости.
Данный перечень закрытый и на данном этапе пока дополнению не подлежит. Если будет нужно расширить список, то придется внести поправки в отраслевые федеральные законы.
Полномочия по запуску экспериментального правового режима имеют как федеральный орган власти, так и бизнес-объединение. В случае получения согласия регулятора, инициатор разрабатывает программу сроком до трех лет. Данный документ должен содержать описание режима «спецрегулирования», сроки его действия, его субъекты, цели эксперимента.
Уполномоченным органом ЭПР может стать как публично-правовая компания, так и специально созданная некоммерческая организация. Если речь идет о банковском секторе, то в данном случае структуру, которая станет представлять интересы предпринимателей, определит Банк России.
Спецрежим может быть ограничен регионом, сами субъекты РФ могут вводить ЭПР на своей территории в сфере своей компетенции, федеральный центр и регионы вместе — в сфере совместного ведения.
Правовым статусом участника ЭПР может обладать любой потребитель товаров и услуг, производимых субъектом ЭПР. «Экспериментальные» госуслуги должны обязательно предоставляться и вне ЭПР, то есть «нецифровым» способом.
Отмена ЭПР возможна в нескольких случаях:
- двукратное нарушение режима ЭПР;
- ходатайство прокурора, если ЭПР используется «для совершения преступлений иди административных правонарушений».
После того, как эксперимент продлился в течении трех лет, при согласии уполномоченного органа, госрегулятора и предпринимателей в Правительство РФ возможно внесение предложения о превращении норм ЭПР в постоянное общее регулирование. Кабмин должен рассмотреть такое обращение в течение года. На данный срок ЭПР может быть продлен.