Top.Mail.Ru
.
Меню

Президент НСОПБ выступит с докладом на IV Всероссийском практическом семинаре - конференции "ЖКХКонф 2024

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Как не допустить пожара в доме?

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

На заседании Подкомитета ТК №274 «Пожарная безопасность» рассмотрены 3 Свода правил.

Опубликовано 18.02.2020

12 и 13 февраля т.г. во ВНИИПО МЧС России состоялось заседание Подкомитета №5 ТК №274 «Пожарная безопасность».

В состав этого подкомитета входят около 70 предприятий, организаций из 111 членов ТК №274, в заседании приняли участие более 50% .

На двух заседаниях рассмотрены проекты окончательных редакций трёх сводов правил (взамен ныне действующего более 10 лет без каких-либо изменений СП 5.13130.2009):     

- СП «»Автоматические установки пожаротушения»; 

- СП «Системы пожарной сигнализации и управления»; 

- СП «Перечень зданий, сооружений, помещений, подлежащих оборудованию АУП и СПСиА».

Евгений Мешалкин, доктор технических наук, профессор, вице-президент по науке НПО «Пульс», прокомментировал для сайта журнала RUБЕЖ итоги заседания Подкомитета №5 ТК №274:

Для более эффективной работы до даты заседания ПК-5 Палата направила во ВНИИПО в электронном виде варианты проектов названных  СП с учётом поступивших, а также собственных замечаний, предложений.

В результате очень активного обсуждения проектов названных нормативных документов, особенно СП  по АУП, и заверению их разработчиков- отделов ВНИИПО до 90%  замечаний и предложений Палаты будут учтены при подготовке окончательных редакций названных СП к  передаче на утверждение в МЧС России.

Одними из значимых изменений станут:

внесение в проект СП по АУП раздела по установкам пожаротушения тонкораспылённой водой низкого и высокого давления, модульного и агрегатного типа;

расширенное применение систем раннего обнаружения пожаров в жилых зданиях, причём не только в многоквартирных, но и одноквартирных и блокированных, где происходит до 70% пожаров и приходится около 80% погибших и травмированных;

применение в СП по СПСиА  мультикритериальных, комбинированных извещателей, аспирационных  и других систем современных средств раннего обнаружения пожаров;

расширение Перечня зданий, сооружений, подлежащих оснащению АУП и СПСиА, включая жилые здания и встроенно-пристроенные в них помещения общественного назначения, а также в которых возможно пребывание маломобильных групп населения.

Новые редакции СП существенно расширяют сферу применения современной продукции обнаружения пожаров и пожаротушения, позволяют заметно сократить число оснований для разработки и согласования Специальных технических условий. Вместе с тем, такие современные нормы требуют также существенной корректировки методик определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях (приказы  МЧС России №382 и №404), т.к. в них до настоящего времени не принимается во внимание эффективность и надёжность тех или иных систем противопожарной защиты, не учтено их влияние на развитие опасных факторов пожара и обеспечение эвакуации людей при пожаре.

Вместе с тем, остались ряд принципиальных положений проектов СП, которые вызвали активное обсуждение и расхождения во мнениях предприятий и разработчиков норм. В частности, это касается существенного повышения ВНИИПО значений минимальной огнетушащей концентрации для галогеносодержащего состава «Novec 1230», который широко применяется  в системах пожаротушения на уже эксплуатируемых, проектируемых и строящихся объектах атомной энергетики как в России, так и за рубежом. В этой связи Палатой с участием заинтересованных предприятий вносится дополнительное обоснование руководству ТК №274, которое всё-таки позволит гармонизировать требования с европейскими нормами и избежать необоснованных, избыточных и дорогостоящих вложений в системы противопожарной защиты опасных производственных и других пожароопасных объектов.

Работа ПК-5 в эти дни показала, что активность  достаточно большого числа участников обсуждения всё-таки недостаточна, а роль Палаты могла бы стать ещё более значимой, когда такие организации, предприятия использовали высокий статус и опыт работы Палаты для продвижения необходимых требований в нормативные документы.

Принципиально важным на современном этапе становится возложение в законодательстве ответственности разработчиков нормативных документов в случае причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица, поскольку в соответствии с ФЗ №69 «О пожарной безопасности» и ст.60 Градостроительного Кодекса РФ (ФЗ №190 от 29.12.2004г.) такая ответственность возложена на собственника , а в порядке регресса к проектировщику, СРО, организации, проводившей экспертизу проектной документации и др. Получается, что все эти работы проводятся на основе действующих нормативных документов, однако их разработчики не несут при этом никакой ответственности за результаты применения таких требований, включая их технико-экономическую обоснованность!