Опубликовано 15.05.2018
Федеральная налоговая служба (ФНС) получила новые возможности по контролю за деятельностью финансовых организаций. Налоговики и Банк России подписали соглашение, в рамках которого мегарегулятор будет оперативно отправлять в ФНС отчетность поднадзорных компаний, в том числе и ежедневную. По словам экспертов, такой массив данных позволит налоговикам не только выявлять уклонистов и активнее бороться с ними, но и увеличит число вопросов к банкам.
ФНС сообщила, что ЦБ будет на регуляторной основе представлять ей данные в составе 49 форм отчетности банков и некредитных финансовых организаций (негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, ломбардов, страховых компаний, профучастников и т. д.). Соответствующие дополнения к соглашению об информационном взаимодействии между ЦБ и ФНС от 29 июня 2010 года вступили в силу на прошлой неделе.
До сих пор налоговики получали из ЦБ отчетность банков лишь по запросу и при наличии согласия кредитной организации на ее раскрытие. Теперь же согласие поднадзорного ЦБ не потребуется. Как следует из приложения к дополнительному соглашению, ЦБ будет пересылать налоговикам как публикуемую на сайте ЦБ отчетность, так и закрытую «по мере поступления». Например, форма 0409701 «Отчет об операциях на валютных и денежных рынках» является суточной.
В ФНС пояснили “Ъ”, что данная информация необходима «для контрольно-аналитической работы в отношении компаний, в том числе при оценке рисков совершения налоговых правонарушений». Дело в том, что для планирования выездных налоговых проверок банков и иных финансовых организаций ФНС внедрила риск-ориентированный подход в соответствии с созданной ей шкалой рейтингов — оценкой потенциальных рисков уклонения от уплаты налогов. Маркерами в этой шкале являются операции, которые могут говорить о применении схем налоговой оптимизации.
Именно такие операции может помочь выявить анализ отчетности, отмечают эксперты. Например, операции с драгметаллами покажет «Отчет об открытых валютных позициях». Начальник межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №9 (где состоят на учете участники финансовых рынков) Евгений Те говорил, что для кредитных организаций таким маркером может быть наличие сделок с драгметаллами, сделок с материнскими гарантиями или же срочных сделок с зависимыми иностранными структурами.
Дополнительная информация о деятельности финансовых игроков пригодится налоговикам. «Порой банки умышленно создают себе убытки на сделках с зависимыми иностранными структурами, например, с помощью отрицательных курсовых разниц, вкладываются в собственные паевые инвестиционные фонды — ПИФы или ЗПИФы,— отмечает директор московского офиса Tax Consulting U. K. Эдуард Савуляк.— ФНС с этим боролась и раньше, но такие сделки было сложно отследить». Теперь, добавляет он, получая в ежедневном режиме информацию по всем банкам, налоговики смогут анализировать рынок, видя выбивающиеся из общей картины банки и обращая внимания на яркие отклонения.
Однако для банкиров расширение доступа налоговиков к данным об их операциях чревато дополнительными трудозатратами. По словам собеседника “Ъ” в банке топ-10, для однозначных выводов сопоставления финансовой и налоговой отчетности мало — ФНС потребуется запрашивать пояснения у кредитных организаций. По прогнозам экспертов, этих запросов будет очень много. «Вал новой информации, которую получат в ФНС от ЦБ, неминуемо приведет к резкому росту запросов в адрес кредитных организаций»,— уверен партнер Taxology Алексей Артюх. Впрочем, добавляет он, через определенное время процесс войдет в рабочую колею, и запросы финансовым компаниям будут направляться в обычном режиме, но только точечно и намного более оперативно, чем сейчас.