Опубликовано 15.01.2019
Нормы, предусматривающие переход от добровольной к обязательной классификации гостиниц и иных средств размещения, вступают в силу с 1 января (Федеральный закон от 5 февраля 2018 г. № 16-ФЗ; далее – Закон № 16-ФЗ). Запрет же на оказание гостиничных услуг в отсутствие свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, а также на использование в деятельности (в том числе указание в названии или рекламе) отличной от указанной в таком свидетельстве категории будет вводиться постепенно и начнет действовать: с 1 июля – для гостиниц, количество номеров в которых более 50, с 1 января 2020 года – для имеющих более 15 номеров, с 1 января 2021 года – для всех без исключения гостиниц. С этих же дат нарушение данного запрета будет наказываться административным штрафом (ч. 3 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).
Тем не менее положение о классификации гостиниц и порядок аккредитации осуществляющих ее организаций пока не утверждены. Одна из причин – осуществленная в сентябре передача полномочий по регулированию туристской отрасли Минэкономразвития России. Как отметил на состоявшемся 13 декабря заседании Экспертного совета по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике заместитель Министра экономического развития РФ Сергей Галкин, переданные министерству проекты соответствующих постановлений правительства, разработанные Минкультуры России (именно к его компетенции ранее относился туризм), нуждаются в существенной доработке с учетом предложений представителей отрасли. Замечаний у профессионального сообщества к документам, которые, кстати, уже прошли процедуру публичного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов1, немало. Остановимся на наиболее существенных из них.
Проектом положения о классификации гостиниц (далее – Проект положения о классификации) предусматривается три системы классификации:система звезд – для гостиниц, мини- и апарт-отелей, мотелей, домов отдыха. Высшая категория – "пять звезд", низшая – "одна звезда";
Представители гостиничного бизнеса в целом положительно оценивают идею деления гостиниц на группы и предъявления к ним разных требований, отмечая важность такого решения для малого бизнеса. По словам генерального директора ООО "Центр классификации" Лилии Биткуловой, анализ практики проведения классификации – она пока, напомним, является добровольной, за некоторыми исключениями (так, обязательной классификации подлежали все отели в 11 российских городах, где летом проводились матчи чемпионата мира по футболу) – показал, что в категорию "без звезд", которая на сегодняшний день является низшей (п. 20.1 Порядка классификации объектов туристской индустрии) попадают как объекты, не соответствующие минимальным установленным требованиям, так и неформатные малые средства размещения, предоставляющие услуги не плохого качества, – просто за счет того, что действующая система оценки им не подходит.
В то же время множество критериев оценки, предусмотренных Проектом положения о классификации, предполагаемое их деление на обязательные и дополнительные, которыми можно будет компенсировать некоторые невыполненные требования, при отсутствии понятной схемы их подсчета – в случае замены обязательных критериев дополнительными в том числе – с большой долей вероятности создаст проблемы не только для владельцев гостиниц, которым для обеспечения соответствия требованиям нужно четко понимать, в чем они заключаются и как проводится оценка, но и для экспертов. Кроме того, представители отрасли обращают внимание на то, что принципиальная возможность выполнения некоторых требований зависит от места расположения объекта. Так, территории отелей в центре города довольно ограничены по площади, что напрямую влияет на организацию открытого паркинга, например, а это важный критерий для гостиниц, претендующих на категорию "четыре звезды" и "пять звезд", отметил советник председателя Федерации независимых профсоюзов России Виктор Шмаков.
Трудноисполнимыми считает профессиональное сообщество предъявляемые Проектом положения о классификации требования к персоналу гостиницы, основанные на профстандартах. То есть документ фактически устанавливает обязательность профстандартов, хотя по общему правилу их применение, за исключением прямо предусмотренных законодательством случаев (ч. 1 ст. 195.3 Трудового кодекса), носит рекомендательный характер. При этом, как подчеркнул Сергей Галкин, система независимой оценки квалификации в гостиничной индустрии пока не может функционировать полноценно: профстандарты разработаны не для всех должностей, не везде созданы центры оценки квалификации, недостаточно оценочных средств. Более того, необходимость прохождения профессионального экзамена может усугубить проблему нехватки кадров в отрасли. Важно, что представители гостиничного бизнеса подтверждают необходимость повышения квалификации сотрудников гостиниц, отмечая, однако, что этот процесс должен быть поэтапным.
Еще один проблемный вопрос, требующий дополнительного обсуждения, – отсутствие в Законе № 16-ФЗ, Проекте положения о классификации и проекте порядка аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей (далее – Проект порядка аккредитации), полномочий региональных органов власти. Эксперты уверены, что они, во-первых, должны иметь право участвовать в аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц (например, представлять в Минэкономразвития России отзыв об организации, подавшей заявку на аккредитацию), и в контроле за их деятельностью – Проектом порядка аккредитации предусмотрено, что контроль осуществляется исключительно министерством в виде внеплановых проверок. Во-вторых, представители региональных органов власти, по мнению профессионального сообщества, должны включаться в состав экспертных комиссий, непосредственно осуществляющих оценку соответствия гостиниц установленным требованиям. Сейчас Проект положения о классификации предусматривает лишь право органов власти субъектов РФ в сфере туризма присутствовать при проведении выездной экспертной оценки гостиницы и направлять в министерство свои замечания по ее осуществлению. Кроме того, пока непонятно, каким будет состав комиссии по апелляциям, которая будет рассматривать споры участников классификации в процессе и по итогам ее проведения (скорее всего, порядок ее создания будет определен отдельным актом Минэкономразвития России). В настоящее время, напомним, в состав Комиссии по апелляциям Минкультуры России входят и представители туристской индустрии (п. 7 Положения о Комиссии по апелляциям Минкультуры России).
По-прежнему не решенным остается один из самых болезненных для рынка гостиничных услуг вопросов – отсутствие надлежащего регулирования деятельности по оказанию услуг размещения в объектах жилого фонда (квартирах, так называемых частных гостиницах и мини-отелях). Причем единой позиции о том, каким именно оно должно быть: устанавливающим условия входа в сферу гостиничного обслуживания или полностью запрещающим оказание услуг размещения частным сектором, – у экспертного сообщества пока нет. Но принять какое-то решение необходимо, так как во многих городах объем номерного фонда в отелях равен объему номерного фонда в квартирах, притом что деятельность частников никем не контролируется, подчеркнул вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. Кстати, не стоит исключать вероятности того, что после введения обязательной классификации гостиниц, которая не может не сказаться на ценах на услуги, популярность частных средств размещения станет еще выше.
Важность легализации деятельности средств размещения, расположенных в жилом фонде, отмечается и самими представителями частного сектора, которые хотят работать законно. При этом, по их мнению, помимо определения требований к таким объектам, необходимо обеспечить им нормальные условия для работы. В частности – предоставить право регистрировать граждан по месту пребывания в таком же простом, как это предусмотрено для гостиниц, порядке (ч. 6 ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I, приказ ФМС России от 24 сентября 2014 г. № 528), отметила член правления НП "Лига хостелов" Наталья Петровская.
Как сообщил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, при разработке Закона № 16-ФЗ обсуждалась возможность закрепления в необходимых для его реализации подзаконных актах критериев разграничения гостиничных услуг, которые вправе оказывать только юридические лица и ИП, и услуг по аренде, предоставляемых частными лицами, однако никаких конкретных предложений пока не поступило. В то же время лица, сдающие жилье в аренду, с 1 января получат право – в пилотных регионах – на применение специального налогового режима для самозанятых (предполагающего уплату налога на профессиональный доход), и это, по словам сенатора, может стать одним из вариантов выведения соответствующего сектора рынка гостиничных услуг из тени.
Еще один дискуссионная тема связана с санаторно-курортными организациями. Ряд экспертов считают правильным подход, предлагаемый Проектом положения: обязательной классификации подлежат только гостиницы при санаториях. Другие, напротив, уверены в необходимости распространения норм Закона № 16-ФЗ непосредственно на санаторно-курортные организации, так как в большинстве случаев отдельных отелей в них нет, многие санатории являются в большей степени рекреационными, чем медицинскими, и практика их классификации уже существует. Сведения о прошедших добровольную классификацию санаториях и присвоенных им категориях можно найти в федеральном перечне туристских объектов (классификация-туризм.рф). Стоит отметить, что на данный момент существует также практика проведения добровольной сертификации санаторно-курортной деятельности (на основе, например, системы добровольной сертификации услуг по санаторно-курортному лечению Росздравнадзора). При этом применение некоторых систем добровольной сертификации, разработанных, например, вузами для конкретных регионов, как указала советник ректора Российского университета туризма и сервиса Валентина Ченцова, приводит к тому, что санаторию присваивается категория "четыре звезды", хотя в случае проведения классификации в соответствии с действующим Порядком классификации объектов туристской индустрии он мог бы получить только "две звезды", и говорить в таком случае о соблюдении прав потребителей не приходится.
Гостиницам и иным средствам размещения, прошедшим до указанной даты процедуру классификации и получившим свидетельства о присвоении определенной категории, не нужно будет их переоформлять до окончания срока действия. Такое же правило предусмотрено для уже выданных организациям, осуществляющим классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей, аттестатов аккредитации (ч. 5-6 ст. 4 Закона № 16-ФЗ).
Поскольку до 1 января положение о классификации и порядок аккредитации осуществляющих ее организаций точно не будут утверждены, продолжит применяться действующий сейчас Порядок классификации объектов туристской индустрии – Экспертный Совет по туризму при Комитете Совета Федерации по социальной политике уже запросил официальные разъяснения по этому вопросу.
Кроме того, в связи с необходимостью существенной доработки документов и в целях предоставления участникам рынка возможности пройти классификацию сразу по новым правилам Минэкономразвития России предложило перенести на год срок вступления в силу норм об ответственности за оказание гостиничных услуг в отсутствие свидетельства о присвоении определенной категории, и законодатели в лице Совета Федерации это предложение поддержали. Неприменение норм об ответственности до 1 июля 2020 года фактически означает, что действительно обязательной классификация средств размещения станет именно с этой даты.
Классификация горнолыжных трасс и пляжей, напомним, обязательной не становится, но для того чтобы указывать в названии или рекламе соответствующего объекта какую-либо категорию, данную процедуру нужно будет пройти (абз. 45 п. 4 ст. 1 Закона № 16-ФЗ). Впрочем, ответственности за несоблюдение этого требования пока не установлено.