Top.Mail.Ru
.
Меню

Президент НСОПБ выступит с докладом на IV Всероссийском практическом семинаре - конференции "ЖКХКонф 2024

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Как не допустить пожара в доме?

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

Общественные советы при министерствах и ведомствах получат новые полномочия

Опубликовано 01.03.2018

Субъекты общественного контроля — общественные палаты и общественные советы получат дополнительные полномочия и смогут определять общественно значимые нормативные правовые акты, которые подлежат общественной экспертизе. А результаты оценки открытости органов госвласти и местного самоуправления будут учитываться при общественной оценке их деятельности. Это предусмотрено изменениями в федеральный закон «Об основах общественного контроля в РФ», которые подготовлены на площадке Открытого правительства.

Законопроект разработан в рамках исполнения «дорожной карты» по совершенствованию законодательства в части развития принципов и механизмов открытости госорганов. В документе закреплён конкурсный порядок формирования общественных советов на региональном уровне. В действующей версии закона такой порядок был определён только для федеральных министерств и ведомств.

Согласно законопроекту, правила конкурсного отбора в члены общественных советов при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ должны устанавливаться законом субъекта. Региональные общественные палаты при этом смогут оказывать организационную и методическую поддержку при формировании советов и организации их деятельности. В 65 субъектах уже сейчас региональные общественные палаты принимают участие в формировании общественных советов.

Правила конкурсного отбора в общественные советы при органах местного самоуправления будут утверждаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.

Законопроект затрагивает также сферу общественного мониторинга. Он будет дополнен оценкой открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, предлагается учитывать результаты оценки открытости госорганов при общественной оценке их деятельности. Законопроект предполагает, что инициировать оценку открытости помимо Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства сможет также Общественная палата РФ. Причём эта процедура может стать частью комплексной общественной оценки работы федеральных органов исполнительной власти. Итоги такой оценки должны быть публично презентованы и рассмотрены Общественной палатой, самими госорганами и ведомственными общественными советами, а сводные результаты представлены в правительство.

Открытость министерств и ведомств ежегодно оценивается путём независимого социологического исследования, которое для Открытого правительства проводит ВЦИОМ по методике, утверждённой Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. Кроме того, министерства и ведомства проводят внутреннюю оценку собственной открытости, результаты которой сопоставляются с рейтингом ВЦИОМ.

Законопроект поможет повысить эффективность формирования и организации работы общественных советов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также эффективность реализации функций общественного контроля. На сегодняшний день Открытое правительство совместно с Общественной палатой выработало понятную и прозрачную процедуру формирования общественных советов. Надо использовать этот формат, чтобы они в полном объёме выполняли свою главную функцию — общественного контроля за деятельностью государственных органов власти — и обеспечивали здесь основной запрос общества на актуальность и востребованность обсуждаемых тем и вопросов, справедливость и объективность дискуссии», — отметил министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» были определены основные требования к созданию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, а также законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

«Перезапуск» общественных советов при федеральных органах исполнительной власти осуществляется под эгидой Экспертного совета при правительстве и Общественной палаты РФ во исполнение майского указа президента РФ о реформировании госуправления. Согласно указу президента от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», общественные советы должны стать механизмом общественного контроля за деятельностью органов власти. Документ предписывает отказ от формирования общественных советов самими органами власти, а также обязательное участие в деятельности общественных советов независимых экспертов и представителей заинтересованных общественных организаций. Создание общественных советов при министерствах и ведомствах стало обязательным. Инициатором их создания может выступать либо Общественная палата, либо сам руководитель федерального органа исполнительной власти (ФОИВ), а кандидаты выдвигаются общественными объединениями. Формируются советы на основе конкурсных процедур и по принципу «двух ключей»: на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета при правительстве РФ.