Опубликовано 23.08.2019
Для этого при Правительстве РФ может быть создан Общественный деловой совет. С таким предложением выступил Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов, проанализировав законопроекты Минэкономразвития России о госконтроле и об обязательных требованиях. Отзыв об этих инициативах правозащитник направил заместителю председателя Правительства РФ Константину Чуйченко.
Так, по мнению омбудсмена, законопроект "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отличается неопределенностью, поскольку решение многих важных вопросов оставлено на усмотрение административных органов. В частности, недостатками является отсутствие в нем:
Есть ли смысл обжаловать отсутствие или недостоверность сведений в Едином реестре проверок? Узнайте из материала "Единый реестр проверок" в "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Кроме того, по мнению Бориса Титова, в документе не учтено важное положение о том, что дела об административных правонарушениях не должны возбуждаться без проведения согласованной органами прокуратуры проверки (за исключением случаев уже наступившего вреда жизни, здоровью и иных специально определенных случаев). Также он считает неправильным, что Правительство РФ установит только ключевые показатели вида контроля, а индикативные показатели останутся на усмотрение самого контрольно-надзорного органа. Причем участие предпринимательских объединений ни в определении показателей, ни в оценке их достижения не предусмотрено.
Что касается законодательной инициативы "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", то здесь в качестве недостатков правозащитник видит сужение понятия "обязательных требований" (из него исчезли СанПин, ГОСТ, международные стандарты и т. д., что лишает возможности применения к ним новых принципов регулирования). Помимо этого, он считает неправильным подход к реестру обязательных требований, который умаляет его значение перед НПА в случае расхождения между реестром и НПА. "Таким образом, реестр фактически низводится до уровня справочной системы. А должно быть наоборот – систематизированные и публичные данные реестра должны иметь приоритет перед нормативным правовым актом", – уверен правозащитник.
Также указывается на сохранение рисков вменения уголовной ответственности вместо административной за одни и те же нарушения (например, либо возбуждение уголовного дела по ст. 238 Уголовного кодекса, либо дела по ст. 14.43 КоАП). Это связано с неудачным критерием дифференциации ответственности – "массовость несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований", который должен то ли смягчать ответственность, то ли ужесточать ее.