Опубликовано 25.12.2017
Большинство контрольных точек, поставленных в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности на 2017 год, пройдены, а работу участников реформы в уходящем году можно оценить на «четвёрку с плюсом». Среди ключевых направлений работы на 2018 год — информатизация надзорной деятельности, полномасштабное внедрение чек-листов при проверках бизнеса, ликвидация избыточных и устаревших требований, а также распространение риск-ориентированного подхода на внеплановые проверки. Итоги первого года реализации реформы подвели 20 декабря на заседании проектного комитета реформы под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.
Приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» включена в число проектов, которые реализуются на площадке Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, отвечающим за реализацию этой приоритетной программы в правительстве, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Программа реализуется по 8 направлениям. Это переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.
Из 48 контрольных точек, которые были установлены на 2017 год, 35 исполнены в срок и закрыты, 8 находятся в «зоне риска», из них основная часть — это проекты паспортов Минтруда по кадрам и антикоррупции. В этом году проектным комитетом были одобрены более 30 постановлений и распоряжений правительства РФ, приняты 50 методических документов — рекомендаций и стандартов в области осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Главный итог года — не формальное выполнение контрольных точек, а формирование конструктивной работы проектного комитета. Наша работа строится на принципах профессионализма и уважения, а не бюрократии, и за этим видны конкретные изменения. Благодаря этой атмосфере удастся выполнить задачи на 2018 год. Объём задач, которые мы решили за 2017 год, все здесь присутствующие считали нереализуемым. В целом "четвёрка с плюсом" заслуженная. Практически все участники программы — большие молодцы. Давайте в таком же темпе продолжим работу в 2018 году», — сказал Михаил Абызов.
Министр поручил подготовить предложения по повышению качества управления теми проблемными проектами, которые курирует Минтруд, затем эти предложения должны быть направлены заместителю председателя правительства Сергею Приходько, курирующему административную реформу.
В части внедрения риск-ориентированного подхода одной из важнейших задач на 2018 год станет мониторинг его использования надзорными органами, а также установка индикаторов, которые позволят распространить риск-ориентированный подход на внеплановые проверки. Ещё один приоритет — внедрение динамической модели, когда подконтрольный объект может переводиться из одной категории риска в другую. Также предстоит доработка стандарта по профилактике в сфере надзорной деятельности.
В 2018 году будет продолжена работа по пересмотру обязательных требований на основании предложений предпринимательского сообщества. Ещё одним приоритетным направлением работы станет внедрение практики проверочных листов — списков контрольных вопросов для проверок предпринимателей. Постановления о введении практики проверочных листов уже приняты по Ространснадзору, Роспотребнадзору, МЧС, Росприроднадзору, Россельхознадзору, Ростехнадзору, Росздравнадзору и Роструду. Это позволило достичь показателей, которые содержатся в паспорте, остальные постановления должны быть приняты в первом квартале следующего года. По большинству ведомств приняты приказы, утверждающие конкретные чек-листы.
Чек-листы требуют информатизации, сопровождения информационными продуктами. Без этого они лишь увеличат нагрузку на бизнес и инспекторов. Пока многие чек-листы составлены избыточно, но мы договорились по итогам первого этапа их внедрения к этому вернуться и их адаптировать», — подчеркнул Михаил Абызов.
Министр напомнил, что информатизация контрольно-надзорной деятельности заявлена председателем правительства как ключевое направление работы на 2018 год. В этой части предстоит, в том числе, утверждение концепции использования цифровых технологий в контрольно-надзорной деятельности, таких как интернет вещей и электронное взаимодействие. Документ будет готов до марта. Также предполагается развитие электронных сервисов для поднадзорных субъектов на портале госуслуг, мобильных приложений и личных кабинетов, развитие типового облачного решения по информатизации для субъектов.
По поручению Михаила Абызова была проведена ревизия затрат ведомств на информатизацию, в том числе затрат, связанных с реформой контроля и надзора. Выяснилось, что цифры у госорганов очень разнятся, отличаются порой в десятки раз. Так, затраты одного ведомства на информатизацию могут составлять 25 млн рублей, а другого — 3 млрд рублей. Почему средства так распределяются — непонятно, отметил Михаил Абызов. Он предложил выработать объективные и прозрачные подходы к соразмерности расходов и характера деятельности конкретных ведомств.
Я за то, чтобы ведомства имели нормы обеспеченности: вот объём поднадзорных объектов, вот объём надзорных мероприятий, вот количество людей, которые работают в ведомстве. Всё это нужно перевести на разумные коэффициенты. Реализуя задачи по информатизации контроля и надзора, нам надо определить правила по обеспеченности и применить эти правила в 2019 году, так как бюджет на 2018 год уже есть. Нужно обеспечить связь этих мероприятий с бюджетным процессом и с программой "Цифровая экономика". Давайте эти правила за первый квартал утвердим и представим правительству», — сказал Михаил Абызов.
В высокой степени готовности находится Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности. Он предусматривает модель оценки результативности и эффективности, систему управления и характеристики уровней зрелости, содержит обширный обзор лучших мировых практик, которые можно учесть в работе. На основе стандарта разработана модель рейтингования по уровню зрелости систем управления эффективностью. В течение полугода Минэкономразвития разработает дополнительные обучающие и методические материалы, которые помогут инспекторам работать со стандартом.
Аналитический центр при правительстве по поручению Михаила Абызова провёл проверку точности расчёта показателей результативности и эффективности по отдельным видам контроля. Эксперты проверили достоверность, полноту и точность информации на основании данных, которые предоставили сами ведомства. Результат — есть явное разделение между ведомствами, сформировавшими единую систему сбора информации, и теми, у кого информация существует в различных системах. Централизованные системы сбора сведений более удобны с точки зрения хранения информации, отмечают эксперты. По их мнению, ведомствам нужно обратить внимание не только на процесс сбора информации, но и на процесс обработки и хранения сведений.
Нам нужна возможность независимой оценки работы инспекторов, насколько качественно они реализуют возложенные на них полномочия, в том числе используя чек-листы в своей работе. Важно не допустить проверок сразу по всему спектру ответственности поднадзорного субъекта. Это не должно превратиться в дополнительную комплексную проверку поднадзорного объекта. Возможно, будут выработаны новые подходы — дистанционные и неразрушительные», — подчеркнул Михаил Абызов.
По итогам первого квартала в начале апреля, по словам министра, необходимо будет провести очередной анализ качества исполнения проектов реформы и работы участников программы, чтобы иметь возможность до середины мая обновить паспорта проектов и актуализировать их на этапе изменений в составе правительства.
Состав проектного комитета будет обновлён, сообщил Михаил Абызов. В частности, в него будут включены руководители четырёх ведомств — новых участников приоритетной программы. На заседании 13 декабря президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева одобрил интеграцию в реформу четырёх ведомств — Федерального медико-биологического агентства, Росавиации, Росрыболовства и Росалкогольрегулирования.