Top.Mail.Ru
.
Меню
ПРЕЗИДЕНТ НСОПБ
УДАЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

У МЧС станет больше поводов для внеплановых проверок бизнеса

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Как не допустить пожара в доме?

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

Реформу надзорной деятельности в Сибири возьмут на особый контроль

Опубликовано 18.12.2017

Работа по снятию административных барьеров для бизнеса в Сибирском федеральном округе в целом оценивается позитивно, но предстоит ещё много работы в этом направлении. Координация реформы контрольно-надзорной деятельности, которая призвана защитить интересы бизнеса и граждан, будет осуществляться на специальной площадке при губернаторе. А закрепить наработки, сделанные в ходе реализации реформы, позволит новый закон о госконтроле, принятие которого ожидается в первой половине 2018 года. Эти вопросы обсуждались 15 декабря в ходе публичного обсуждения правоприменительной практики территориальных надзорных органов Новосибирской области и Сибирского федерального округа (СФО). Мероприятие провели куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников.

Открытые балансовые мероприятия по итогам деятельности контрольно-надзорных органов проводятся ежеквартально на федеральном и региональном уровне в рамках приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется на площадке президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Подобные обсуждения направлены на профилактику нарушений: предприниматели в диалоге с руководством надзорных органов из первых рук получают информацию о типичных выявляемых нарушениях и могут устранить их на своих объектах до прихода инспектора.

Федеральный, региональный и муниципальный контроль — исторически так сложилось, что они друг друга дублируют. Мы работаем над тем, чтобы разграничить полномочия, но важно уже завтра изменять формат работы с предпринимателями. Для них не имеет значения, с каким удостоверением к ним пришёл инспектор. Для него это всё государевы люди, которые проверяют одни и те же требования. Поэтому мы с Андреем Александровичем (Травниковым) приняли решение о создании комиссии, которая станет "точкой сборки" в вопросах работы госконтроля на всех трёх уровнях. И наши федеральные руководители, которые работают в Новосибирской области, будут участвовать в работе губернаторской комиссии, координировать свою работу по контролю в едином формате с региональным и муниципальным контролем с тем, чтобы у губернатора была полная картина всего происходящего. Для инвестора должна быть одна понятная площадка, которая поможет ему в решении вопросов, носящих конфликтный, необъективный, предвзятый характер», — сказал Михаил Абызов.

Врио губернатора области Андрей Травников, в свою очередь, подтвердил, что будет принимать личное участие в работе комиссии, которая получит самый высокий статус.

Для нас реформа контрольно-надзорной деятельности — это не просто приоритетный проект, а насущное требование жизни. Мы принимаем амбициозные цели, которые поставлены этой программой», — подчеркнул он.

Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло отметил, что работа по снятию административных барьеров для бизнеса в регионе в целом оценивается позитивно. В регионах Сибири, по его словам, уже проведён большой объём работ по внедрению риск-ориентированного подхода, когда надзор концентрируется на наиболее опасных объектах. На сегодняшний день, по словам полпреда, лучшие показатели по созданию условий для привлечения инвестиций в округе созданы в Республике Алтай, Кемеровской, Новосибирской и Томской областях.

Переход на риск-ориентированный подход — один из ключевых элементов реформы. Чтобы внедрить его, надзорные органы должны распределить все поднадзорные объекты по категориям риска. На федеральном уровне эта работа проведена, сообщил Михаил Абызов. Теперь эту работу предстоит провести региональным и муниципальным надзорам. В Новосибирской области это сделал пока только Росприроднадзор.

Это означает, что в следующем году все остальные региональные надзоры области не смогут применить риск-ориентированный подход и будут работать по-старинке. Это плохо. Эту работу необходимо усиливать и эти задолженности в ближайшее время подтянуть», — указал Михаил Абызов.

У реформы есть 2 ключевые задачи: снизить необоснованную административную нагрузку на бизнес и при этом повысить безопасность жизни и здоровья граждан. Именно риск-ориентированный подход позволяет решить эти две на первый взгляд противоречащие друг другу задачи. К 2024 году смертность по рискам, которые контролирует государство, должна снизиться в 2 раза. Если эти показатели будут достигнуты, то за весь этот период удастся сохранить в общей сложности 180 тыс. жизней, отметил Михаил Абызов. На столько же, согласно приоритетной программе по реформированию госконтроля, должна снизиться и нагрузка на бизнес. За первый год реализации проекта, по словам Михаила Абызова, уже есть результаты, которые можно предъявить. Смертность по четырём основным видам надзора за 10 месяцев снизилась почти на 2 тысячи человек, а количество плановых и внеплановых проверок бизнеса сократилось на 15% в 2017 году. План по проверкам, который согласован с органами прокуратуры на 2018 год, будет сокращён на 10% по отношению к 2017 году.

Надзорные органы должны найти баланс между интересами бизнеса и граждан, подчеркнул министр. По данным социологического исследования, которое провёл Центр стратегических разработок, 80% граждан считают, что государственный контроль надо усиливать. 75% опрошенных полагают, что сегодня деятельность госорганов в недостаточной степени гарантирует их безопасность и экономические интересы, а 65% выступают за увеличение санкций к недобросовестным предпринимателям за нарушение требований. Бизнес же, согласно другому социсследованию, проведённому экспертами Открытого правительства, напротив, считает, что госконтроль избыточен; отчётность, которая предоставляется по линии надзора, забирает у бизнеса много времени; требования являются устаревшими, а их выполнение требует много денег. Санкции, которые накладываются, непосильны для многих предприятий, и бизнесу приходится в результате «уходить в тень».

Это две абсолютно противоположные точки зрения на то, каким должен быть государственный контроль и надзор. Я хочу, чтобы мы все, работая по этому проекту, хорошо слышали и понимали друг друга. Государственные органы находятся посередине интересов бизнеса и человека. Они должны находить правильный баланс. Ответ на это может дать переход к глобальным преобразованиям и системе "умного" контроля», — подчеркнул Михаил Абызов.

На федеральном уровне, по словам министра, сейчас существует более 2 млн требований к бизнесу. Предприниматели подготовили более 400 предложений по пересмотру требований, уже согласованы изменения по 110 из них, по остальным ведётся работа, сообщил министр.

Чтобы облегчить жизнь бизнесу, уже внедряется практика чек-листов — публичных перечней обязательных требований, которые инспектор должен проверять. Включать в них следует только самые главные требования, несоблюдение которых может принести серьёзный вред. Раз в квартал проверочные листы будут пересматриваться, а избыточные требования — отсеиваться, отметил Михаил Абызов.

Через 15 лет большинство проверок должны стать дистанционными, считает Михаил Абызов. Мощности инспекторского персонала обеспечивают охват надзорными мероприятиями лишь 5-7% поднадзорных субъектов в год. Таким образом, к некоторым предприятиям контролёры смогут приходить только раз в 20 лет.

Ногами мы ничего не сделаем, и через 15 лет ногами никто ходить не будет. Новые технологии, информатизация, личные кабинеты, дистанционное взаимодействие и дистанционные системы измерения, потоковая информация и видеоконтент от поднадзорных субъектов, инструменты самодекларации — это то, к чему мы должны прийти через 15 лет. Эту работу надо начинать уже в следующем году. Информатизация должна стать одним из основных проектов. Мы подготовили для регионов типовое облачное решение для надзорных органов. Предприниматель должен у себя в мобильном устройстве, у себя в кармане получить всю необходимую базу взаимодействия с надзорными органами. Если мы сможем к этому прийти, и предпринимателю будет понятно, что мы от него требуем, и инспектору станет удобнее работать», — сказал министр.

Наработки, которые были получены за первый год реформы государственного контроля, «упакованы» в новый закон о государственном и муниципальном контроле, который был разработан в формате Открытого правительства по поручению президента. Этот закон даёт новые инструменты контроля и надзора, обеспечивает защиту предпринимателей, пояснил Михаил Абызов. В нём учтены и «завоевания» 294 закона о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля. Документ 2 недели назад был рассмотрен и одобрен правительством РФ и поступил на рассмотрение в Государственную думу.

Мы рассчитываем принять новый закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре в течение первого полугодия 2018 года. Работаем в плотном графике взаимодействия с депутатами, первое заседание по рассмотрению закона намечено федеральной рабочей группой на 17 января. Будем стараться как можно плотнее построить график работы над законом», — сообщил министр.

В ходе мероприятия с представителями бизнеса детально обсудили деятельность трёх надзорных ведомств, которые проводят на территории региона больше всего проверок, — Ростехнадзора, Россельхознадзора и Роспотребнадзора.

Количество плановых проверок Ростехнадзора сократилось на 75% по сравнению с 2015 годом, сообщил заместитель руководителя Ростехнадзора Алексей Ферапонтов.

До 2014 года у нас в реестре было 350 тысяч опасных производственных объектов, с тех пор это число сократилось до 170 тысяч. Объекты постоянного надзора у нас стабильно находятся на уровне 2 тысяч, те объекты, на которых мы осуществляем проверки раз в год, — около 8 тысяч, раз в три года — 90 тысяч. Каждому объекту мы присваиваем индивидуальную категорию риска. На сегодняшний день 97 процентов объектов первого и второго класса нами категорированы. В следующем году мы попробуем эту модель риска внедрить на остальных уровнях — третьем и четвёртом классе опасности, и это впоследствии, с 2019 года, сможет повлиять на частоту проверок в наших поднадзорных объектах», — рассказал чиновник.

Россельхознадзор самые большие риски отмечает в таких сферах, как семеноводство и ветеринария, отметил глава ведомства Николай Власов. По ветеринарии дело осложняется необходимостью взаимодействия регионального и федерального контроля, и в результате имеет место не улучшение, а многолетнее ухудшение ситуации.

Необходимо чётко разграничить полномочия и ответственность федеральных и региональных ветеринарных надзоров, подчеркнул Михаил Абызов.

Это стало бы замечательным итогом нашей сегодняшней встречи и работы с губернатором, если бы у нас появилось в ближайшее время соглашение по чёткому распределению полномочий в сфере федерального и регионального ветеринарного надзора. Проблема в том, что у нас на сегодняшний день нет единой системы распределения поднадзорных объектов контроля, а требования, которые предъявляются, — одинаковые. Информационные базы данных не совмещены. Здесь необходимо разграничить ответственность, чтобы каждый занимался своим делом. Надо сделать систему, понятную для предпринимателей», — сказал министр.

Роспотребнадзору, в свою очередь, министр предложил пересмотреть правила о запрете курения в больницах. Курильщики, попадающие в больницы, получают двойное наказание: курение в больницах запрещено, специальные места оборудовать нельзя, а на улице 20-градусный мороз.

По словам уполномоченного по правам предпринимателей в Новосибирской области Виктора Вязовых, больше всего вопросов в связи с необоснованными и надуманными проверками у бизнеса возникает именно к Роспотребнадзору. Среди других проблем, с которыми сталкивается бизнес, — подмена внеплановых проверок административными расследованиями, необоснованные жалобы на предпринимателей для сведения экономических счётов. Количество штрафов сократилось, но суммы выросли, констатировал бизнес-омбудсмен.

В КоАП необходимо предусмотреть чёткие критерии, когда штраф налагается на юридическое лицо, а когда на должностное, чтобы это не становилось предметом торга между проверяющим и проверяемым», — считает он.

Михаил Абызов, комментируя выступление бизнес-омбудсмена, сообщил, что пересмотр КоАП уже есть в планах правительства. Его предстоит сделать более актуальным и современным, сейчас же заложенные в документе меры не соответствуют уровню ущерба и угроз.

Что касается надуманных жалоб, то в новом законе о госконтроле, как пояснил Михаил Абызов, даётся возможность надзорному ведомству при получении жалобы не выходить сразу на проверку. Если нет угрозы для жизни и здоровья, то жалобу можно передать предпринимателю с просьбой принять меры по исправлению и направить отчёт об устранении нарушений в формате самодекларирования.

На встрече был также затронут вопрос полномочий надзорных органов: могут ли они выходить на несанкционированные прокуратурой проверки, если считают, что в этом есть необходимость. В качестве примера участники привели организованные Россельхознадзором проверки на дорогах, чтобы не допустить распространение африканской чумы свиней в регионы.

Закон устанавливает регламент работы надзорных ведомств, он един для всех. Ситуации, когда надзоры выходят на проверки без разрешения прокуратуры, должны разбираться на правительственном уровне. У нас есть прокуратура, которая обладает полномочиями по соблюдению законности в России. Если она даёт свою правовую оценку, что было нарушение закона, — не нарушайте закон. Если вы считаете, что закон не даёт вам достаточных инструментов, — предлагайте изменять закон. Но не живите по уличным понятиям», — прокомментировал Михаил Абызов.

Министр также сообщил, что планирует внести проект изменений в 294 закон, который предусматривает расширение полномочий прокуратуры по контролю за надзорной деятельностью, расширение перечня видов контроля, которые подлежат процедуре согласования. Министр напомнил, что сейчас 30% заявок надзорных ведомств на проведение проверок отклоняются прокуратурой как не имеющие законных оснований, а это значит, что надзорам нужно лучше готовить основания для проведения проверочных мероприятий.

В завершение мероприятия Михаил Абызов предложил создать библиотеку лучших региональных практик в области контрольно-надзорной деятельности, которые в дальнейшем можно будет тиражировать и внедрять с учётом местной специфики.