Опубликовано 16.03.2018
Число проверок общеобразовательных учреждений в 2018 году сократится на треть по сравнению с прошлым годом благодаря риск-ориентированному подходу к инспекции школ. Об этом сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов, выступая на расширенном заседании коллегии Минобрнауки. На первый план при оценке школ теперь выходят не формальные, а объективные показатели.
Введение риск-ориентированного подхода, согласно которому проверки должны проводиться в первую очередь там, где есть наибольшие риски, — одно из направлений приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, которую курирует министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Рособрнадзор пока не входит в число участников приоритетной программы. Однако ведомство участвовало в реализации «дорожной карты» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, которая была разработана на площадке Открытого правительства и утверждена правительством РФ.
В 2017 году мы уменьшили оценку формальных показателей деятельности школы и впервые ввели реальную оценку знаний школьников, придав такой оценке первостепенное значение. Этот подход был закреплён в новом административном регламенте Рособрнадзора. В нём также учтён риск-ориентированный подход. Проверяются в первую очередь те школы, которые показали необъективные результаты по итогам ЕСОКО (единая система оценки качества образования)», —сказал Сергей Кравцов.
Он также сообщил, что в 2017 году завершился пик массовых проверок вузов. В 2018 году внеплановых проверок по итогам мониторинга Минобрнауки не будет. За 4 года Рособрнадзор проверил, по словам главы ведомства, практически каждый вуз и филиал. Было проведено 2391 контрольно-надзорное мероприятие, из них 469 плановых и 1922 внеплановых.
За год мы накопили огромный опыт и по внедрению риск-ориентированного подхода, и по категорированию объектов по профилям риска, и по переходу на новую систему результативности и эффективности. Мы искали правильный баланс между общественно значимыми целями госконтроля — повышением безопасности жизни и здоровья наших граждан — и снижением уровня административной нагрузки. Если плотность проверок бизнеса сокращается, то количество проверок учреждений, напротив, кратно возросло. Наш проект касается не только бизнеса, но и всей системы государственного надзора, в том числе в сфере образования. Здесь есть существенные резервы для экономии. Кроме того, учреждения нередко дублируют функции надзорных органов, с такими ситуациями также нужно бороться», — говорит Михаил Абызов.
Риск-ориентированный подход планируется закрепить в законе о государственном и муниципальном контроле и надзоре, проект которого разработан в формате Открытого правительства и уже принят Госдумой в первом чтении. Этот закон будет иметь прямое отношение к сфере образования, подчеркнул, выступая на заседании, председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Его принятие, безусловно, потребует внесения очень серьёзных изменений в закон об образовании в части процедур государственной регламентации образовательной деятельности, понятийного аппарата процедур государственного контроля и государственной аккредитации, функционирования систем информационного сопровождения государственного контроля», — сказал депутат.
Важное направление реформы госконтроля — профилактика нарушений. Именно на профилактику нарушений направлена контрольно-ревизионная работа Минобрнауки, отметила глава министерства Ольга Васильева. В 2017 году, по её словам, в подведомственных организациях было проведено 132 проверки.
Заседание итоговой коллегии министерства или ведомства — одно из важнейших официальных мероприятий органов власти. На нём подводятся итоги деятельности госоргана за отчётный год и определяются цели и задачи на текущий и плановый период. В феврале 2015 года Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства утвердила методические указания по повышению открытости коллегий. Они разработаны Экспертным советом при правительстве РФ и направлены на реализацию принципа подотчётности власти, закреплённого в Стандарте открытости.
Руководители министерств и ведомств сами являются выгодоприобретателями внедрения механизмов эффективного общественного контроля и работы общественных советов, качественного раскрытия информации о проводимой ведомством политике, налаженной обратной связи с основными референтными группами. Госуправленцы получили новые инструменты повышения качества своей работы, и доверие общества к работе госструктур возросло. Для сферы образования, которая затрагивает в той или иной степени практически всех граждан, это особенно важно», — подчёркивает Михаил Абызов.
Отчёт о деятельности Минобрнауки в 2017 году и планах на 2018 год, представленный на заседании коллегии, одобрен общественным советом при министерстве, новый состав которого был утверждён в сентябре прошлого года. Совет сформирован по новым правилам, которые разработали Открытое правительство и Общественная палата: на основе конкурсных процедур, на 75% — из кандидатов от Общественной палаты и на 25% — от Экспертного совета. Кандидатуры в члены общественного совета выдвигаются общественными объединениями и негосударственными некоммерческими организациями.
Общественный совет отмечает актуальность целей и задач на 2018 год, поставленных перед Минобрнауки в проекте публичной декларации. Важные моменты — доступность дошкольного образования, увеличение числа мест в детских садах и яслях, повышение конкурентоспособности рабочих и инженерных профессий и развитие экспортного потенциала российской системы образования», — отметила председатель общественного совета при Минобрнауки Людмила Вербицкая.
Министерство, в частности, намерено в 2018 году обеспечить стопроцентную доступность дошкольного образования для детей 3–7 лет и доступность дополнительного образования для детей 5–18 лет на уровне 71%. Охват детей и молодёжи мероприятиями гражданско-патриотической направленности должен составить в 2018 году 83%. Число детей-сирот должно сократиться до 47 тыс. человек, а доля детей-инвалидов, охваченных дошкольным образованием, — увеличиться до 90%.