Опубликовано 28.02.2018
Росприроднадзор стал одним из передовых ведомств в части реформирования контрольно-надзорной деятельности. Служба снижает необоснованную административную нагрузку на предпринимателей, при этом параметры загрязнения окружающей среды и объёмы вредных выбросов также снижаются, что имеет особое значение в свете прошедшего Года экологии. Итоги Года экологии и участие Росприроднадзора в приоритетной программе по реформированию контрольно-надзорной деятельности обсудили 22 февраля на итоговом заседании коллегии ведомства, в котором принял участие куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Сегодня в реформу вовлечены практически все сферы федерального контроля и надзора. Мы не стараемся разделять ведомства на отстающих и передовиков, потому что у каждого из них есть свои достижения, лучшие практики и общие проблемы. Однако надо сказать, что за прошедший год Росприроднадзор по проектам, которые мы реализуем в рамках реформы, стал одним из передовых ведомств. Это касается, в том числе, внедрения риск-ориентированного подхода. Руководители территориальных органов Росприроднадзора провели гигантскую работу, чтобы по критериям риска, которые были определены на федеральном уровне, провести ревизию всех поднадзорных объектов», — отметил Михаил Абызов.
Росприроднадзор активно участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности, подтвердил министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Служба, по его словам, провела учёт и категорирование объектов промышленности по степени экологического риска, сформировала риск-ориентированную модель контрольно-надзорной деятельности. Идёт систематизация и актуализация обязательных требований, формируется система комплексной профилактики нарушений на предприятиях.
Руководитель Росприроднадзора Артём Сидоров, в свою очередь, сообщил, что в 2017 году служба благодаря риск-ориентированному подходу сократила количество поднадзорных субъектов с 80 тыс. до 20 тыс. Теперь 80% планируемых проверок проводится в отношении объектов потенциально высокого риска. Дальнейшая задача — распространить этот принцип и на внеплановые проверки, с которыми, по словам главы Росприроднадзора, связаны основные издержки бизнеса. Сейчас служба ищет различные механизмы, от формата незамедлительного реагирования до самоконтроля и самодекларирования на предприятиях с возможностью дальнейшей проверки в рамках плановых проверок, уточнил глава ведомства.
В современных условиях надзорные органы не могут быть лишь инструментом сдерживания. Основная цель реформирования экологического надзора — при снижении административной нагрузки на поднадзорные объекты одновременно снизить нагрузку на окружающую среду. Качество надзора в этом году мы начнём оценивать исходя из сокращения потенциального вреда. Неважно, сколько проверок будет проведено, важно, как изменится качество окружающей среды», — сказал Артём Сидоров.
Михаил Абызов, в свою очередь, указал на важность корректности статистики первичной информации. Сегодня её достоверность крайне недостаточна, а данные на федеральных и региональных уровнях противоречивы, указал министр. А без корректной статистики невозможно правильно определять приоритеты и оценивать результативность и эффективность работы, подчеркнул он. Проблемы статистики выходят на первый план при обсуждении на уровне правительства реформирования системы обращения твердых коммунальных отходов. На территориях, где уже проведены конкурсы на региональных операторов, фактические данные отличаются от статистической отчётности на 30-300%, уточнил министр.
В этой связи в ближайшее время нам с органами Росприроднадзора в субъектах РФ придётся провести ещё одну ревизию первичных данных и статистических, фактических показателей по всей теме твёрдых коммунальных отходов, начиная с контроля параметров, связанных с захоронениями, и заканчивая параметрами переработки. Мы провели первое заседание рабочей группы на этой неделе и в ближайшее время подготовим план мероприятий, в которые будут вовлечены руководители терорганов Росприроднадзора. В мае мы должны представить программу», — сказал Михаил Абызов.
Министр обозначил ряд направлений работы, которые должны стать приоритетными для Росприроднадзора и остальных 15 контрольно-надзорных ведомств, участвующих в реформе госконтроля. Одно из них — цифровизация. Без грамотного и современного цифрового обеспечения надзора невозможно его развитие, подчеркнул Михаил Абызов.
Росприроднадзор уже сделал ряд шагов в этом направлении. Взаимодействие между инспектором и предпринимателем вскоре должно стать полностью цифровым, подчеркнул Артём Сидоров. Уже сейчас, по его словам, осуществляется масштабный перевод услуг ведомства в электронный вид. Кроме того, совместно с Минкомсвязи реализуется пилотный проект по мониторингу с использованием интернета вещей, в рамках которого источники выбросов будут оснащены приборами непрерывного контроля. Также Росприроднадзор планирует разработать алгоритм автоматической передачи информации. Соответствующие соглашения с рядом компаний уже подписаны, а первые результаты планируется получить в марте, сказал глава Росприроднадзора.
Ещё одно важное направление — это работа с кадрами. Михаил Абызов напомнил, что уже сегодня существует возможность повышения оплаты труда и улучшения материально-технического обеспечения подразделений надзоров за счёт мероприятий, связанных с оптимизацией структуры и управления.
Это не означает сокращения кадров. Это, в первую очередь, касается оптимизации. Есть целый ряд штабных функций в системе администрирования службы, которые могли бы быть централизованы. Это службы, связанные с системой учёта кадров, с финансово-экономическим планированием, с бухгалтерией, которая может сегодня вестись в автоматическом режиме, с юридическим обеспечением. Вы должны грамотно и последовательно действовать, чтобы эти преобразования не привели к негативным последствиям», — пояснил Михаил Абызов.
Министр также сообщил, что в 2018 году будет запущена система повышения квалификации персонала надзорных органов. В этом году на дистанционных курсах планируется переобучить 20 тыс. инспекторов, в следующем году — 50-60 тыс. Первый пул инспекторов (3,5 тыс. человек, в том числе сотрудники Росприроднадзора) уже прошёл обучение, на основе этого опыта программа обучения будет дорабатываться. По итогам тестирования выделено порядка 200 лидеров, которые будут иметь индивидуальный режим повышения квалификации.
Ещё одной проблемой, которую предстоит решить в этом году, по словам Михаила Абызова, является правоприменение. Бизнес утверждает, приводя конкретные примеры, что сегодня природоохранное законодательство и нормы, которые оно устанавливает, позволяют закрыть любое предприятие без исключения, так как многие требования являются невыполнимыми. Это означает, что все работают под угрозой остановки.
Я думаю, здесь не всё так очевидно, как представляет бизнес, но проблема существует. Это означает, что Минприроды и Роспотребнадзору необходимо провести масштабную работу по ревизии законодательства и по выработке решений, направленных на совершенствование регулирования, чтобы исключить избыточные, дублирующие и неисполнимые требования. Контролёры должны, реализуя свои законные полномочия, отдавать себе отчёт, как определять санкции для нарушителей, чтобы они были соразмерны объёмам бизнеса и тяжести наказания. Задача инспектора — не карать и закрывать, а предотвращать риск и соизмерять последствия своих действий с нагрузкой на поднадзорные объекты», — подчеркнул Михаил Абызов.
Министр также сообщил, что в ближайшее время баланс между надзорными и профилактическими мероприятиями будет существенно меняться. Доля профилактических мероприятий в ближайшие 5 лет будет доведена до 80%. На сегодняшний день возможности охвата поднадзорных объектов за счёт профилактических мероприятий значительно шире, чем за счёт проверок, подчеркнул Михаил Абызов.
Новые подходы к контрольно-надзорной деятельности будут закреплены в законопроекте о государственном и муниципальном контроле, который 21 февраля Госдума приняла в первом чтении. Документ был поддержан и комитетом Госдумы по экологии и природопользованию, однако у парламентариев есть ряд замечаний к проекту.
На мой взгляд, это важнейший закон, который действительно меняет подходы к контрольно-надзорной деятельности. Мы очень подробно обсуждали его с представителями правительства. Наш комитет этот законопроект поддержал, потому что целый ряд его положений действительно правильны и совершенно оправданны на сегодняшний день. Но у нас есть ряд замечаний, мы будем настаивать на их устранении ко второму чтению. Они касаются противоречия действующему законодательству в сфере природоохраны», — отметил председатель профильного комитета Владимир Бурматов.
Он также отметил необходимость внедрения института общественных инспекторов по охране окружающей среды. Михаил Абызов, в свою очередь, попросил Минприроды обратить внимание на замечания профильного комитета Госдумы относительно законопроекта о госконтроле. Он также рекомендовал отработать тему общественных инспекторов, которые в вопросах экологии, по его словам, являются особым субъектом общественных и правовых отношений. Необходимо провести координацию норм законов об охране окружающей среды, о госконтроле и об общественном контроле, указал министр.
Росприроднадзор уделяет большое внимание повышению информационной открытости и вовлечению общественности в свою работу, отметил Артём Сидоров. В течение 2017 года ведомство, по его словам, активно работало с общественным советом. Он был создан при Росприроднадзоре в октябре 2016 года.
Общественный совет — это орган доверия. Многие наши граждане не верят органам государственной власти. А члены общественного совета могут довести кредит доверия до фокус-групп. И у нас получается менять мнение населения. Надзорный орган может быть не только "дамокловым мечом", но и надёжным партнёром», — считает руководитель общественного совета Ильдар Неверов.
Главным показателем работы Росприроднадзора в рамках Года экологии, по мнению Михаила Абызова, является то, что в прошлом году впервые за долгое время снизились негативные выбросы как в атмосферу, так и в водные ресурсы, а также изменились параметры захоронения ТБО.
Это означает, что мы переломили тренд, когда экологический ущерб накапливался в предыдущие годы. Сегодня мы начинаем улучшать показатели, и в этом большая заслуга Росприроднадзора, который в Год экологии по поручению президента проводил масштабную работу с основными промышленными предприятиями, с сектором ЖКХ. В целом негативные выбросы снизились на 1,5-4% по различным направлениям. За 2017 год был заложен фундамент новой общественной повестки. Экология и охрана природы стали одной из основных тем во взаимодействии общества и государства», — заключил Михаил Абызов.