Опубликовано 24.09.2018
Россия поднялась с 25 на 13 место в очередном рейтинге Open Data Barometer за 2017 год, который оценивает, как мировые правительства раскрывают данные в удобных для разработчиков форматах и какой это даёт социальный и экономический эффект. Первые строчки рейтинга, как и прежде, занимают Канада, Великобритания, Австралия, Франция и Южная Корея. Россия оказалась в группе «претендентов в чемпионы» вместе с такими странами, как США, Германия и Италия. При составлении рейтинга оценивался опыт 30 стран, добившихся наибольших успехов в работе с открытыми данными. Позиции России в нём стабильно улучшаются последние несколько лет, в том числе благодаря работе Совета по открытым данным, который функционировал в рамках системы «Открытое правительство».
Россия, согласно рейтингу, добилась значительного прогресса в раскрытии бюджетных данных, сведений о государственных закупках и международной торговле, а также в публикации данных криминальной статистики и информации о состоянии окружающей среды. Также успехи есть в части раскрытия данных в сфере образования, здравоохранения, транспорта и организации выборов. Более активно госорганы стали публиковать картографическую информацию, сведения о недвижимости. При этом детальные данные о государственных расходах пока публикуются в недостаточном объёме.
Работа по раскрытию ведомствами данных в машиночитаемом виде — один из приоритетов деятельности Открытого правительства. Кроме того, раскрытие государственных данных является одним из десяти механизмов Стандарта открытости, принятого правительством в 2014 году.
Перемещение Российской Федерации в рейтинге — результат многолетних коллективных усилий правительства, органов власти, раскрывающих информацию в формате открытых данных, Министерства экономического развития, обеспечивавшего методологическую функцию, ряда экспертных организаций, а также Совета по открытым данным, который действовал в течение 5 лет. Были сформированы нормативная и методологическая базы, тематические приоритеты в раскрытии данных. Созданная инфраструктура должна стать частью цифровой экономики и цифрового госуправления, а наработанные практики и подходы — использоваться при формировании национальной системы управления данными», — говорит член Экспертного совета при правительстве РФ Екатерина Шапочка.
Столь высокие показатели в данном рейтинге за последние годы — это, безусловно, заслуженный успех и достойное признание многолетней работы Совета по открытым данным и достижение большого числа отдельных ведомств и их инициативных сотрудников, отметил член Экспертного совета при правительстве Андрей Жулин.
Совет сумел выстроить системную работу с органами власти как в части организации и планирования работ внутри ведомства в этом направлении, так и в части обсуждения ведомственных приоритетных наборов открытых данных. Я вижу, что эти усилия были достаточно высоко оценены. Так, показатель Government Policies вырос на 7 пунктов, а показатель Government Action — и вовсе на 10 пунктов. А эти два показателя максимальным образом отражают и характеризуют успехи деятельности именно Совета по открытым данным как координирующего органа», — считает он.
Руководитель проектов Дирекции по экспертно-аналитической работе Высшей школы экономики Руслан Артамонов, в свою очередь, не согласился с некоторыми оценками, отражёнными в материалах рейтинга. Так, например, по его мнению, недостаточно объективно была проведена оценка данных в части реестра юридических лиц (Company register).
Нам по ней поставили только 5 баллов из 100 возможных, хотя наш реестр юридических лиц удовлетворяет более высоким критериям оценки. Он есть в электронном виде, периодически обновляется, часть его открыта бесплатно, в нём достаточно просто найти информацию», — уточнил Руслан Артамонов.
Из непроработанных сфер работы с открытыми данными эксперт отметил картографию. Очень много открытых данных связано именно с картографической привязкой, и отсутствие единой открытой официальной картографической основы многократно усложняет как процесс работы с открытыми данными, так и разработку приложений, считает он.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что в России заложен прочный фундамент для развития направления открытых данных. Для этого создана вся нормативная и технологическая основа. Открытые данные уже стали элементом ежедневной работы внутри многих ведомств, а руководители оценили эффекты и возможности этого направления в своей деятельности.
На сегодняшний день на едином портале открытых данных РФ опубликовано более 21 тыс. наборов открытых данных. В России действует порядка 200 успешных предпринимательских и некоммерческих сервисов на основе открытых данных. Ежегодно в рамках конкурсов различного уровня и инициативных проектов создаётся порядка 2 тысяч прототипов программных продуктов и сервисов. Посещаемость наиболее успешных сервисов достигает 2-3 млн человек в месяц.
Стимулировать создание полезных для граждан мобильных приложений призваны хакатоны для разработчиков и Всероссийский конкурс «Открытые данные Российской Федерации», который проводится под эгидой Открытого правительства. Результатом таких мероприятий становятся новые приложения и сервисы, помогающие сделать повседневную жизнь граждан и бизнеса более комфортной. Так, по итогам Третьего Всероссийского конкурса «Открытые данные» были разработаны приложения, касающиеся самых разных сфер: городской среды, ЖКХ, услуг для бизнеса, экологии.
Результаты работы с открытыми данными и дальнейшие планы в этом направлении содержатся в докладе «Об итогах внедрения системы "Открытое правительство" и перспективах до 2024 года». За последние 6 лет на законодательном уровне была заложена концепция открытых данных, которая предусматривает обязанность по размещению общедоступной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в формате открытых данных. Кроме того, сформированы перечни обязательных к размещению открытых данных, разработаны необходимые методические рекомендации. Проблематика открытых данных интегрирована в программу «Цифровая экономика».
На основе открытых данных развивается направление независимой оценки качества услуг в сфере образования, здравоохранения и культуры; открытые данные используются в государственном стратегическом планировании, территориальном планировании, в сфере поддержки малого и среднего бизнеса, государственных закупках, на рынке недвижимости и в области оценки инвестиционных и иных коммерческих рисков.
В рамках дальнейшей работы с открытыми данными предлагается сформировать национальную систему управления информационными ресурсами и национальную инфраструктуру данных и метаданных, а также ввести нормы права, устанавливающие порядок вторичного использования больших данных.