Опубликовано 12.12.2018
Частота плановых проверок предприятий в рамках энергетического надзора теперь будет зависеть от категории риска, к которой предприятия относятся. Это предусматривают изменения в Положение о федеральном государственном энергетическом надзоре. Соответствующее постановление правительства подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым. Оно было подготовлено в рамках приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», стартовавшей в 2016 году. Реформа направлена на сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение безопасности для граждан.
Переход контрольно-надзорных органов на «умную», риск-ориентированную модель проверок был официально закреплён кабмином в августе 2016 года. А в марте 2017 года в перечень видов надзора, осуществляемых с учётом риск-ориентированного подхода, был включён федеральный государственный энергетический надзор.
Принятые решения позволят создать условия для контроля за соблюдением правил эксплуатации энергообъектов, обеспечить надёжное электро- и теплоснабжение потребителей при безопасной эксплуатации оборудования, повысить результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере», — говорится в материалах правительства.
В подписанном постановлении правительства установлены критерии отнесения к той или иной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты электроэнергетики и теплоснабжения, потребителей электроэнергии. При определении риска будут учитываться тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований, а также оценка вероятности их несоблюдения.
Предприятия, отнесённые к категории высокого риска, будут планово проверяться раз в 3 года, к категории значительного риска — раз в 4 года, к категории среднего риска — не чаще одного раза в 5 лет, к категории умеренного риска — не чаще одного раза в 6 лет. Плановые проверки объектов, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, проводиться не будут.
Стоит отметить, что для Ростехнадзора внедрение риск-ориентированного подхода, который предполагает концентрацию проверочных мероприятий на объектах наибольшего уровня риска, не стало новой задачей. Ведомство начиная с 2013 года перешло на такой подход при осуществлении надзора в сфере промышленной безопасности. Соответствующие дополнения в закон о промышленной безопасности были приняты по результатам обсуждений в формате Открытого правительства. Большинство контрольно-надзорных органов начало использовать риск-ориентированный подход лишь в 2017 году в рамках приоритетной программы по реформе госконтроля.
За прошедший период внедрения риск-ориентированного подхода в сфере промышленной безопасности радикально снизилось количество объектов постоянного контроля. До 2012 года под постоянным контролем и надзором было 290 тыс. объектов. После их распределения по классам опасности и уровням риска чуть менее 9 тыс. объектов оказалось в категории повышенного риска и около 90 тыс. объектов — в категории умеренного риска. По тем рискам, которые контролируются Ростехнадзором, за последние 5 лет идёт снижение ущерба и причинённого вреда.
Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, её применение, по оценкам международных экспертов, позволило сократить общее количество проверок на 30–90%. Количество плановых проверок ряда российских надзорных ведомств, уже использующих риск-ориентированный подход, за последние годы значительно снизилось.