Опубликовано 18.03.2019
Такое заявление начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов сделал в ходе выступления на Неделе российского бизнеса 2019 в Москве. Участники форума обсудили вопросы повышения эффективности взаимодействия предпринимательского сообщества и государства и алгоритм совершенствования контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, рассмотрев, как нормотворческие, так и технологические аспекты.
В форуме приняли участие президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, заместитель председателя правительства Российской Федерации - руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко, заместитель руководителя аппарата правительства Российской Федерации Юрий Любимов, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Алешин, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, председатель Комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Андрей Варичев и другие.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин высоко оценил опыт цифровизации деятельности контрольно-надзорных органов и подчеркнул, что «РСПП ожидает баланса между обязательным и добровольным использованием бизнесом цифрового контроля, сокращения традиционной контрольно-надзорной деятельности при введении цифрового контроля и обязательного перехода на риск-ориентированную контрольно-надзорную деятельность».
Вице-премьер, руководитель аппарата правительства РФ Константин Чуйченко обратил внимание участников дискуссии на то, что «до сих пор в стране каждый надзорный орган работает по своим отдельным правилам, а общего базового законодательства, регулирующего эту деятельность, пока нет». Вице-премьер сообщил, что правительство планирует в ближайшее время представить для широкого обсуждения проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности, который призван создать общие условия этой работы в России. Такой законопроект может стать базовым для подготовки целого кодекса норм контрольно-надзорной деятельности. По мнению вице-премьера, помимо базового закона могут потребоваться дополнительные отраслевые законы о контроле и надзоре, при создании которых будет использован накопленный опыт. В качестве примера спикер привел атомный государственный надзор, который требует особых правил проведения проверок.
«Я надеюсь, что в ближайшее время – как минимум к Петербургскому форуму – мы уже представим версию этого закона», - сказал Константин Чуйченко.
Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отметил, что планируемое изменение парадигмы контрольно-надзорной деятельности требует активного участия и технологов - специалистов, понимающих ее суть, знающих механизмы и процессы изнутри, при этом владеющих цифровым инструментарием и умеющих работать с данными. В противном случае чисто юридический подход может привести к воспроизведению тех же «бумажных» схем, но на более современном уровне. В своем выступлении глава Главгосэкспертизы России также напомнил, что одной из приоритетных целей, присутствующих в указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» является развитие цифровой экономики, в том числе – в сфере деятельности контрольно-надзорных органов. По мнению Игоря Манылова, таким развитием станет переход от нормоконтроля в классическом понимании к управлению данными об объектах капитального строительства.
Создание цифровой среды и переформатирование всего строительного комплекса на работу в ней потребует интенсивной работы, переосмысления и структурной перестройки существующих процессов. «В развитии и информатизации системы наблюдения, экспертизы, мониторинга в строительстве заложен огромный потенциал развития - как отрасли, так и экономики в целом», - подчеркнул спикер. Цифровизация строительной отрасли поможет также оптимизировать процесс разработки и совершенствования нормативных документов, исключить большинство коллизий и предусмотреть решения, которые сегодня требуют разработки специальных технических условий, что ведет к удорожанию и увеличению сроков реализации объекта.
Важнейшим этапом на этом пути должно стать создание единой информационной платформы для всех участников процесса реализации инвестиционного объекта на всех этапах его жизненного цикла – «своего рода цифрового конвейера для строительной отрасли», который позволит оптимизировать работу и заказчиков строительства, и проектировщиков, и контрольно-надзорных и разрешительных органов, и участников последующей эксплуатации объекта. Уже реализованная модель перехода экспертных организаций к работе в новом формате может быть в той или иной форме применима как для всего отраслевого профессионального сообщества, так и в других секторах экономики.
Участники форума также обсудили аналитический доклад о работе и достижениях органов по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в истекшем году, подготовленный по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей Институтом государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Если в 2015 году аналитики давали негативную оценку работе института строительной экспертизы, то в настоящем докладе положительно отмечены изменения, произошедшие в работе института, в том числе развитие электронной среды и электронных сервисов.