Top.Mail.Ru
.
Меню
ПРЕЗИДЕНТ НСОПБ
УДАЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Новые изменения в государственном пожарном надзоре: Постановление Правительства РФ от 11.09.2024

Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре

Как не допустить пожара в доме?

Обтопления позволят не повторить ситуацию 2010 года

В России меняют правила добровольной сертификации: что это даст бизнесу и потребителям?

Опубликовано 10.01.2019

Предприятиям малого и среднего бизнеса обещано больше возможностей получать заказы от госкомпаний. А потребителям, включая простых граждан, — более надежная защита от вероятности, что под видом сертифицированной и вроде бы проверенной на качество продукции им подсунут небезопасный и мало что стоящий фальсификат. В Госдуме ко второму чтению готовится законопроект, который призван упорядочить сферу добровольной сертификации. В том числе разобраться с выдачей тех самых сертификатов соответствия качеству, которыми любят оперировать продавцы востребованных товаров. 

В чем проблема?

Поправки, предложенные Минпромторгом, вносятся в два федеральных закона — о техническом регулировании (184-ФЗ) и о стандартизации в РФ (162-ФЗ). Цель изменений — упрощение и повышение эффективности процедур добровольной сертификации в интересах малых и средних предприятий (МСП), говорится в пояснительной записке к пакету поправок. Это предусматривает в том числе снятие барьеров при участии небольших компаний в закупках товаров, работ и услуг компаниями с государственным участием. Последние, как показывает практика, в большинстве случаев требуют наличия сертификатов соответствия.

Разработчики законопроекта ссылаются на данные исследования, которое провела Корпорация поддержки МСП. Опрос выявил основные риски небольших предприятий, которые хотели бы участвовать в закупках. Так, 60% субъектов МСП пожаловались на высокую стоимость прохождения сертификационных процедур. Столько же указали, что объем документов, необходимых для проведения сертификации, слишком велик. А 52% участников опроса отметили, что оформление документации проходит слишком долго. Наконец, все те же 60% обратили внимание на то, что в России в принципе нет единого порядка прохождения сертификации, в том числе регламента ценообразования на эти услуги.

На практике это означает, что у малых и средних предприятий, которые хотели бы заработать на поставках своих товаров и услуг госструктурам, мало шансов на это.

 У них нет никаких гарантий, что затраты на получение сертификата окупятся даже при условии, что повезет заключить договор на поставку сертифицируемой продукции. Не говоря о том, что право на заключение договора еще надо выиграть. При этом предприниматели рассказывают об обидных ситуациях, когда сертификат, для получения которого пришлось потрудиться и потратиться, просто не поспевает к окончанию закупочных процедур. Печальную картину добавляет отсутствие механизмов компенсации затрат (в том числе напрасных) на прохождение сертификации.

Как это хотят исправить?

Проект федерального закона 517657-7, о котором идет речь, предполагает снижение затрат субъектов МСП при прохождении процедур добровольной сертификации. Например, поправками предусмотрено, что оплата услуг в рамках таких процедур для «малышей» не должна превышать их фактическую себестоимость.

Вера Якимова из «ГлобалСертСервис» указывает на другой важный момент, против которого также направлены рассматриваемые в Думе поправки. Уже оформленный сертификат соответствия может просто не подойти для участия в закупочных процедурах заказчика. Все потому, что между системами добровольной сертификации (СДС) до сих пор нет практики взаимного признания. Это значит, что небольшому предприятию, у которого есть желание получить заказ от крупной корпорации, придется вновь тратить свои ограниченные ресурсы на получение сертификатов уже в другой СДС. То есть снова выкладывать десятки тысяч рублей на подтверждение уже подтвержденного соответствия, но в другой системе, на которую укажет заказчик. И, как уже было сказано, не факт, что эти затраты окупятся.

ЦСР Алексея Кудрина доложил, что не так и что нужно делать с системой госзакупок в России

«Планируется, что закон позволит контролировать деятельность органов сертификации, устанавливать правила по назначению цен и порядку оплаты, а также определять эквивалентность и взаимозаменяемость документов», — резюмирует Вера Якимова суть предлагаемых нововведений. При этом, добавляет она, в ряде регионов уже есть практика частичного возмещения расходов на добровольную сертификацию, применяемая к определенным видам продукции. Расширение этой практики также позволило бы упростить для малых и средних предприятий участие в закупочных процедурах. 

Ведущий юрист Европейской юридической службы Алексей Тарасов указывает на стремление разработчиков законопроекта покончить с злоупотреблениями в системе сертификации. Затянутое оформление и, как следствие, выход за сроки закупочных процедур часто объясняются именно этим. Выдачу бумаг можно затянуть искусственно, пока нет общих регламентов и контроля их соблюдения, полагает Тарасов. 

По его словам, важно, что законопроект направлен на уравнивание условий прохождения добровольной сертификации субъектами СМП и крупного бизнеса.

У последнего, в отличие от первых, есть ресурсы, чтобы проходить сертификацию быстро и на выгодных для себя условиях. Крупный бизнес располагает собственными испытательными лабораториями, где продукция получает подтверждение соответствия, подтверждают в Росстандарте. Победить сложившееся неравенство не выйдет, если субъекты СМП не получат доступ к испытательной инфраструктуре. Зато когда это произойдет, многие малые и средние компании смогут расширить себе сбыт.